8 октября родилась летчица Полина Осипенко, одна из первых женщин в СССР- Героев Советского Союза
Не все знают, что улица Осипенко названа так в честь одной из первых женщин в СССР, которым присвоено звание Героев Советского Союза.
В нашем городе героическая
летчица никогда не была и никак с ним не связана. Интересен тот факт, что Полина Осипенко погибнет 11 мая 1939 года, отрабатывая приём “вслепую”
во время
учебно-тренировочных сборов, спустя всего неделю после
того, как в Самаре в её честь назвали улицу.
Полина Денисовна Осипенко родилась 8 октября 1907 года в Запорожской области, селе Новоспасовка. Семья Полины была очень бедной, и именно поэтому она окончила только два класса церковно-приходской школы, была вынуждена пойти работать няней, а после батрачкой.
После прихода советской власти в ее селе организовали колхоз. Полина прошла курсы птицеводов и устроилась работать на ферму. Работа была тяжелой, но несмотря на это, она находила силы для учебы и окончила вечернюю школу. Однажды труженики птицефермы заметили над ними в небе нечто необычное, через несколько минут на поле возле фермы приземлилось два самолета. Они столь же напугали, сколь и восхитили Полину Осипенко. Пилотом одного из самолетов была женщина, после общения с ней Полина буквально стала грезить полетами.
Для поступления в летную школу Осипенко устроилась там же работать официанткой, чтоб ежедневно просить начальника школы принять ее и научить летать. И сраженный или обаянием женщины, или ее «мужским» характером начальник школы принял ее в ряды курсантов.
Она была очень старательной и способной ученицей. Ей принадлежали рекорды высоты для женщин в полетах с открытой кабиной – 8804 м, рекордное время перелета от Черного до Белого морей (10 час. 33 мин). А 24-25 сентября 1938 года она была одной из трех пилотов, которые совершили беспосадочный перелет Москва – Комсомольск-на-Амуре, за что через месяц все участницы перелета (Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова) получили звание Героя Советского Союза.
"Утром 24 сентября 1938 года известные в стране летчицы-орденоносцы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина». С первых часов полета самолет вступил в борьбу со стихией: после взлета машина вошла в облачность, на подходе к Новосибирску у самолета началось обледенение, на высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять самолет еще выше, до высоты 7450 метров.
Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на лютом морозе. За Красноярском в сложившихся условиях радиостанция «Родины» замолчала.
По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, экипаж самолета рисковал пересечь китайскую границу.
Командир принимает решение – только вперед! Облака раздвинулись лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. Далее «Родина» последовала на юг, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов по московскому времени 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь, и тут же на приборной панели вспыхнула красная лампочка – горючее на исходе, а в разрыве облаков – тайга.
Вскоре моторы начали глохнуть. Самолет удалось посадить на болоте. Он пробыл в воздухе 26 часов 29 минут. Маршрут поиска летчиц определили по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией. На поиски были мобилизованы свыше пятидесяти самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах.
Нашел самолет 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М.Сахаровым. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь, через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск. Из Хабаровска в Москву следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
11 мая 1939 года, совершая полет с Анатолием Серовым, при плохой видимости и большой облачности их самолет потерпел крушение, в котором Полина погибла. Причина аварии не выяснена.
Прах Серова и Осипенко помещен в урнах в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Источник: http://www.calend.ru/event/4628/