Любимые сказки: рассказываем, как история про Морозко и аленький цветочек связаны с Фрейдом

Анализ сюжетов от самарских психологов

11331

Фото: Елена Щербакова

Для чего в фольклорных сказках подростков в лес отправляли, чего в действительности желала скромная Настенька, заказывая отцу цветочек аленький, и какие трансформации происходят с героинями более древних женских сказок — публикуем объяснения современных психологов.

Сказки — это обширное поле для исследований, где литературоведение выступает в тесной связке с культурной антропологией, психологией и социологическими гендерными исследованиями.

Так некоторые эксперты рассматривая образ Бабы-Яги, находят следы древнего религиозного наследия и женских культов. Самарский психолог, арт-терапевт, педагог Ольга Баронина к сказкам питает особую любовь. Она их не только изучает и использует в психологической практике, но и сама сочиняет, ориентируясь на некие сказочные законы, о которых она рассказала в интервью tvsamara.ru.

Так, например, есть несколько видов инициации героев волшебных сказок. Инициация — это ритуал  символического перерождения, которое герой проходит, чтобы стать иным. Обряд инициации (то есть перехода в следующий этап жизни) — является одним из ключевых обрядов архаических культур.

Антрополог Джозеф Кэмпбелл говорит о трех основных обрядах перехода, которые герой проходит в традиционном мифе и сказке: уединение, инициация (испытания и победы) и возвращение. То есть герой покидает обычный мир, направляется в мир сверхъестественный, там встречается с фантастическими силами, преодолевает испытания и в итоге одерживает победу, чтобы затем вернуться к соплеменникам, став другим и принеся с собой благо.


Фото: Елена Щербакова

Психолог Ольга Баронина:

«Первую инициацию герои волшебных сказок проходят в пубертатный период. Отражение этого процесса мы можем видеть в сказках «Морозко» и «Госпожа Метелица». Часто в сказках встречается такой мотив: юную героиню злая мачеха отправляет в лес. Там девушку ждут суровые испытания и происходит встреча с неким персонажем, который олицетворяет не что иное, как мир мертвых, переходное царство. Можно сказать, что героиня получает «околосмертный» опыт и в борьбе за жизнь обретает новые качества — в сказках это богатство. Это отголосок древнего обряда, который существовал для того, чтобы молодого члена общины ввести в более зрелый этап жизни, где приобретаются новые социальные роли. Любая инициация связана с расширением восприятия»

Казалось бы, подобные ритуалы инициации что-то архаичное, давно изжитое. Но почему же тогда сказки до сих пор живут? Эти сюжеты знают и дети и взрослые спустя столько веков. Да потому, что сказка рассказывает не о внешних событиях, а о внутренней реальности героев. Сказки несут в себе символы и образы, которые копились в коллективном бессознательном тысячелетиями. Это роли, которые человек играет в разные периоды своей жизни. А все герои сказки — это  части, которые есть внутри нас. И они показаны в развитии.

Женские сказочные образы с точки зрения современной психологии. 

Есть сказки мужские и женские. Такую градацию предложила ислледовательница Х.Ясон в 1972 году.

Почему в женских волшебных сказках часто появляется фигура злой мачехи? Психолог и арт-терапевт Ольга Баронина объясняет это так:

«Когда девочка подрастает, то она начинает конкурировать с матерью. А роль отца заключается в том, чтобы дать дочери самое лучшее, пока ребенок растет, — внимание, заботу, любовь. И если она это получила, то в дальнейшем, пройдя пубертатный период, уже не ищет отца, а вступает в партнерские отношения с мужчиной. Если же она этот этап не прошла, то будет в дальнейшем искать либо отца, либо «вторую» мать. Сказка очень четко отводит эту роль мачехе, как некой силе, символизирующей границу перехода из пубертата в зрелость. Потому что добрая мать никого в лес не посылает, и мы знаем примеры материнской любви, перерастающей в гипер-опеку или жесткий контроль со всеми вытекающими последствиями. Вспомним Марфушеньку-душеньку из сказки «Морозко». Вот она первую инициацию не прошла»

Путь героини женской сказки: после испытаний на зрелость — возвращение в дом, но уже с готовностью вступить в брак. 

Фото: Елена Щербакова

Исследователи говорят о трех инициациях героев волшебных сказок. 
Если брать именно женские сказки, то все три обряда перехода можно найти в сказках  «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек» и «Финист — ясный сокол».

Это сказки с двумя кругами действия. Вспомним сказки «Аленький цветочек» и «Финист — ясный сокол». В сказке «Финист — ясный сокол» процесс инициации, то есть преодоления и победы, связан с испытаниями, которые героиня проходит, чтобы найти Финиста: износить три пары железных башмаков, сточить три железных посоха, изглодать три железных лепешки. И потом — когда она трижды выменивает волшебные предметы у невесты Финиста, на право провести ночь с любимым.

В сказке «Аленький цветочек» можно наблюдать процесс, который на языке современной психологии можно назвать «пробным браком», — отмечает Ольга Баронина:

«Это тот период, который Настенька, возжелавшая аленький цветочек, проводит в роскошном царстве Чудища — заколдованного принца. 
А каков был внутренний зов героини в начале и в конце сказки, может помочь растолковать старый добрый Фрейд с его психоанализом. Героини сказок «Финист — ясный сокол» и «Аленький цветочек» — дочери, которые просят отца привезти такие драгоценные дары, как «перышко Финиста» и «аленький цветочек». Ну что это такое? Переведем с языка психоанализа. Это то, что связано с сексуальностью. Героиня ищет мужчину. Но когда приходит за своим желаемым, начинаются испытания. И дворец есть у чудища, и богатство, и желания ее он исполняет, и любит Настеньку (в «Аленьком цветочке»). Но хозяйкой себя она там не чувствует. Нету там родимого дома и нет еще близости душевной. Это похоже на этап юношеских незрелых отношений, так называемый этап «притирки».

Любопытно, что в этих сказках изображен мир, в котором мужчин как будто бы не существует. Мужчины в сказке выполняют сугубо декоративную функцию, собственных характеров у них нет. Даже «Финист — ясный сокол», волшебный супруг, выступает как крайне пассивный персонаж, которого героине нужно завоевывать, искать, возвращать. Эти сказки про женскую инициацию, про преображение героинь. Кем становятся героини в конце сказки, в момент возвращения?

К примеру, в сказке «Перышко Финиста», героиня сначала — девушка в отцовском доме, знающая, однако, тайну волшебного перышка, в конце — царевна, обладательница волшебного мужа. То есть ее социальное положение меняется при помощи тайных знаний и внутренней силы. Похожая трансформация описана и в сказке «Аленький цветочек», где героиня прошла все духовные инициации.

А в чем заключается третья инициация, можно услышать в сказочном цикле в радиопрограмме "Арт-кафе "Атмосфера" на Радио России - Самара 95,3 fm по воскресеньям в 12.10.