«Чихнул — получил перелом позвонка»: самарский эндокринолог рассказал о симптомах страшной болезни

Кто входит в группу риска?

3236

Фото: tvsamara.ru/Александра Шувалова

На фоне полного внешнего здоровья у человека внезапно начинаются переломы костей. Диагноз – остеопороз. При этом серьёзном недуге больной может получить травму позвоночника даже во время чихания. Как этого избежать? Кто подвержен риску заболеть остеопорозом? Какие препараты применяются для его лечения и что предлагает народная медицина? На эти и другие вопросы в эфире ГТРК «Самара» ответили эксперты. Гость студии – доктор медицинских наук, заведующая кафедрой эндокринологии и гериатрии Самарского государственного медицинского университета Светлана Булгакова. Ведущие программы: врачи-неврологи Ирина Золотовская и Евгений Эйдлин.

И.З.: Остеопороз – что это такое с позиции специалиста?

Светлана Булгакова: Это метаболическое заболевание скелета (то есть поражаются все кости скелета), которое характеризуется снижением минеральной плотности костной ткани и нарушением качества костной ткани.

И.З.: Минеральная плотность – что это такое?

Светлана Булгакова: Она как раз в большей степени отвечает за наличие или отсутствие хрупкости костей, то есть за их переломы. Уровень минеральной плотности мы можем диагностировать. А вот качество костной ткани – здесь большие проблемы, это только биопсия костей, трепано-биопсия может нам подсказать, но, конечно, мы эти обследования делаем в очень редких случаях.

Е.Э.: Обычно у человека возникает вопрос после того, как перелом состоялся. То есть шёл, сломал ногу, а потом выяснил, что о-па – у меня остеопороз, и вернуться к жизни часто не получается в той полноте здоровья и активности, которые были. Что и кому нужно делать, чтобы не было этих необратимых последствий? Кто в группе риска?

Светлана Булгакова: Первый пункт – это гендерный подход. Женщины болеют чаще, мужчины реже. Потом наследственность. Если были переломы костей у близких родственников – это родители, сестры, братья. Потом питание надо ваше рассмотреть. То есть дефицит кальция есть ли у вас, любите ли вы молочные продукты? Дело в том, что молочные продукты содержат наибольшее количество кальция в своём составе. Дальше витамин Д. Вы определяли свой уровень? Бываете ли вы на солнце? Дальше физическая активность. По питанию – белок. Это рыба, мясо, творог. Дело в том, что без белка кость новая не синтезируется и не поддерживается в том виде, в котором должна быть.

Е.Э.: А какая норма белка для человека, который занимается активно спортом?

Светлана Булгакова: Если активно, то до 2 граммов на килограмм в сутки. Больше – нагрузка на почки. Два грамма, если хорошая интенсивная физическая нагрузка. Или лежачий пациент. Дело в том, что при адинамии, то есть когда человек лежит, тоже белок теряется. Еще факторы – вредные привычки, – конечно, это курение, злоупотребление алкоголем. И ещё хочу подчеркнуть – особенно дети – это газированные напитки, которые содержат ортофосфорную кислоту.

И.З.: Всё-таки остеопороз – это заболевание женщин, потому что именно женщина, именно их физиологические особенности, и именно их изменения гормонального фона приводит к тому, что у женщины развивается остеопороз. С какого возраста это происходит?

Светлана Булгакова: Я бы хотела рассказать, как формируется костная ткань, чтобы понять, с какого возраста. От рождения до 25 лет идёт прирост костной плотности, массы. Дальше – 25-40 лет – плато. То есть сколько образовалось кости приблизительно, столько и разрушилось. То есть цифра плотности не меняется. Дальше – 40-50 лет – снижение костной плотности со скоростью 0,3% в год. А вот дальше про женщин. Первые пять лет после менопаузы скорость увеличивается до 3%, то есть в 10 раз.

И.З.: То есть как только начинает снижаться уровень эстрогенов, сразу же после этого, ещё пока не катастрофически, но уже идёт существенная потеря костной ткани.

Светлана Булгакова: Да, но нужно ещё отметить, а был ли тот пик костной массы? Я не просто так про газированные напитки. Детки ведь не любят творог, не любят молочные продукты, но любят газировку.

И.З.: А это уже научно доказанный факт, что именно газированные напитки влияют на костную ткань.

Светлана Булгакова: Совершенно верно, причём неважно, это «Кола», – ну, «Кола» ещё хуже, там кофеин содержится, который тоже выводит кальций, – но любой газированный напиток содержит ортофосфорную кислоту, которая выводит кальций.

И.З.: Это очень важный момент. Об этом не говорится, мы всё время говорим, вот, газированные напитки влияют на желудочно-кишечный тракт, и все проблемы — это гастропроблемы. А здесь – более глубокая. То есть нет накопления костной массы, которая должна сформироваться к 25 годам, правильно?

Светлана Булгакова: Да, и вот он, фактор риска. Первый пункт — это был ли пик костной массы? Конечно, сказать сложно, это только денситометрия показала бы. Денситометрия — это способ определения минеральной плотности костной ткани. Она бывает только ультразвуковая – используем как скрининг, и бывает рентгеновская денситометрия.

Е.Э.: Насколько достоверна и доступна методика?

Светлана Булгакова: Денситометрия – это золотой стандарт диагностики, хочу с этого начать и подчеркнуть: и в Самаре, и в Самарской области она есть и, в принципе, доступна. В Самаре два аппарата — это санаторий «Политехник» и больница Середавина. И под Тольятти — санаторий «Надежда».

Е.Э.: А рентгеновская денситометрия?

Светлана Булгакова: Это не очень объективно. Рентген видит, и рентгенолог описывает остеопороз или, как обычно, пишет: «Признаки остеопороза», когда 30% костной ткани уже потеряно. То есть это тоже поздно. Как правило, при переломах это уже и делают.

Е.Э.: Чем лечить остеопороз?

Светлана Булгакова: Базисная терапия – это, конечно, препараты кальция, витамина Д, потому что кальций – это строительный материал.

Е.Э.: Но это может помочь при остеопорозе?

Светлана Булгакова: Это не может помочь, но мы рекомендуем в плане комплексной терапии обязательно. Потом у нас в арсенале две большие группы препаратов. Во-первых, это антирезорбтивная терапия, то есть препараты, которые подавляют активность остеокластов клеток, которые разрушают костную ткань, – такие киллеры агрессивные, – мы их блокируем, и, собственно говоря, видим хорошие эффекты. И вторая группа направлена на стимуляцию остеобластов – созидателей, которые строят костную ткань, – это анаболическая терапия.

Е.Э.: И как быстро происходит восстановление?

Светлана Булгакова: На это много времени надо потратить, несколько лет.

И.З.: Если в течение жизни потреблять витамин Д, кальций, остеопороз не разовьётся?

Светлана Булгакова: Если нет других факторов риска.

И.З.: Если так случилось, что человек сломал шейку бедра или другую какую-то кость, развивается остеопороз, – возможно ли минимизировать проявления?

Светлана Булгакова: Можно предотвратить дальнейший перелом. Современные препараты направлены как раз на две точки приложения: они увеличивают костную плотность и нормализуют качество костной ткани. Это доказано в научных исследованиях – препараты рабочие. А ведь никто не отменял каскад переломов. То есть риск второго перелома после первого увеличивается в три раза. Риск третьего после второго – в пять раз, четвёртого после третьего – в восемь раз. Это порочный круг, который надо разорвать. Наша задача –нормализовать качество жизни, убрать возможность появления переломов у человека. Поэтому препараты очень хорошо работают.

И.З.: И возвращаясь тогда к денситометрии. Начало именно мониторинга своего здоровья. Вот 60 лет – давайте возьмем такую отправную точку без факторов риска. Дальше?

Светлана Булгакова: Ну, дальше, если есть переломы низкотравматические – шёл, упал (вот как в знаменитом фильме), очнулся – гипс. Или чихнул – и перелом целого позвонка. Или пациент у меня был, он на корточки присел, встал, опёрся на свою же бедренную кость и сломал. То есть настолько хрупкие кости.

Е.Э.: Нужно понимать, что это не отвлеченная от жизни беседа. Даже если вас ничего не беспокоит. Есть медицинские манипуляции, которые при остеопорозе категорически противопоказаны. При мануальной терапии какие-то трастовые методики могут привести к тому, что вы в общем-то останетесь в руках мануального терапевта, если это у вас есть. Массаж. Если у вас остеопороз, это категорически противопоказано. Были неоднократные случаи перелома во время массажа. То есть просто целый ряд ограничений по тем манипуляциям, которые можно производить с вами, с вашими пожилыми родителями. Поэтому обязательно нужно знать эту проблему, если она есть.

И вот у меня любимое занятие – перед каждой передачей я захожу в Интернет, смотрю, что нам рекомендует народная медицина. И вот я посмотрел, что делать при остеопорозе. Основная история следующая. Прописали мне кучу препаратов, столько-то денег стоит, – люди, не надо. Что мне помогло? Значит, отвар какой-то волчьих лап, где в фалангах содержится что-то. Яичная скорлупа с яйцами, отвар крапивы, мёд. Ну и дальше миллион позиций бреда, которые я даже перечислять не могу. А основной аргумент такой – вот, видите, перелом сросся, и без всяких препаратов, поэтому используйте мой опыт и не надо тратить на это денег. Больше всего мне понравилось, что в составе этих отваров идёт спирт или водка 40%. То есть человек и сам лечится, и настроение себе поднимает.

И.З.: Это к вопросу о том, насколько сейчас загружено информационное пространство методиками, которые не просто пагубно влияют на здоровье, а просто могут привести к катастрофе.

Е.Э.: Когда мы берём народные методы из времени, когда средняя продолжительность жизни было 40 лет, то мы получим все «плюсы» того времени. Когда человек жил 40 лет, он не доживал до остеопороза. Он не доживал ни до чего, поэтому народные методы 500-летней давности не имеют никакого отношения к лечению остеопороза и являются достаточно бредовыми.

Светлана Булгакова: Абсолютно верно. В век доказательной медицины надо всё-таки пользоваться средствами, которые научно доказаны именно для целенаправленного решения этой проблемы. В 2000 году, когда я стала заниматься остеопорозом, не было ни одного лекарственного средства. А сейчас – арсенал медикаментов. Я считаю, это большой рывок вперёд.