День памяти Исаакия Оптинского: почему 4 сентября в Оптиной пустыни особая тишина
История, молитвы и традиции
Фото: tvsamara.ru
4 сентября в православном календаре — день особый для тысяч верующих. Он не отмечен красным цветом в календаре, не сопровождается массовыми народными гуляньями. Его отмечают тихой молитвой, воспоминанием о смиренном труде и безмерной любви. Это день памяти преподобного Исаакия (Антимонова), старца Оптинского, чья жизнь и смерть стали символом конца целой эпохи — золотого века старчества в знаменитой на весь мир обители.
В этот день паломники со всей России едут в Козельск, в Введенский ставропигиальный монастырь Оптина пустынь. Не за шумным праздником, а за тишиной, за возможностью прикоснуться к истории, которая закончилась трагически, но оставила нам пример несгибаемой веры.
Иван Антимонов (мирское имя святого) был успешным купцом, но выбрал путь служения Богу. Придя в Оптину пустынь, он стал келейником и верным учеником великого старца Амвросия Оптинского. Его жизнь в монастыре — это образец послушания и смирения. Он не искал славы, не стремился к учительству, но был надежной опорой для старцев.
В 1894 году, после кончины старца Амвросия, именно на его плечи легло тяжелейшее бремя — стать соборным старцем и настоятелем обители. Это были годы расцвета Оптиной: тысячи паломников, строгий устав, огромное хозяйство. Отец Исаакий управлял всем с удивительной рассудительностью и кротостью. Он был как тот добрый домоправитель, о котором говорил Христос в притчах.
Но его настоящий подвиг начался позже. После революции 1917 года наступили времена гонений. Монастырь был закрыт, братию разогнали, а в 1918 году отец Исаакий и несколько оставшихся монахов были арестованы. Его, уже глубокого старца, подвергли издевательствам и допросам. По преданию, он держался с невероятным достоинством и мужеством, исповедуя свою веру перед безбожной властью.
Его отпустили умирать. 4 сентября (22 августа по старому стилю) 1918 года он скончался, став одним из первых новомучеников Оптинских. Его смерть стала точкой отсчета трагической истории уничтожения обители.
Традиции дня памяти: не праздник, а поминовение
День памяти преподобного Исаакия в самой Оптиной пустыни проходит не как торжество, а как день глубокого, литургического поминовения. Это день, когда вспоминают не только одного святого, но и всех оптинских братий, пострадавших в годы гонений.
В обители 4 сентября проходит ранняя Божественная Литургия. Центр всего — праздничное богослужение. В храмах обители читают особые молитвы, поют тропарь и кондак, посвященные святому Исаакию. Также в этот день проводят панихиду по всем убиенным оптинским насельникам. В день памяти поклоняются мощам преподобного Исаакия покоятся в Владимирском храме Оптиной пустыни рядом с мощами других старцев: выстраивается очередь из паломников, чтобы приложиться и попросить заступничества.
Главная традиция этого дня — молитвенная тишина. Не внешняя (хотя и она важна в стенах монастыря), а внутренняя. Старец Исаакий учил терпению и смирению, и лучшая дань его памяти — попытаться обрести эти качества в своем сердце.
Молитва и обращение: как просить святого о помощи
Народная молва не окружала Исаакия Оптинского сказочными чудесами. Его почитание более глубокое, «бытовое». К нему обращаются как к покровителю хозяйственников, управленцев и тех, кто несет бремя ответственности.
Считается, что молитва старцу Исаакию помогает обрести мудрость в управлении, будь то бизнес, семья или просто сложный проект на работе; укрепиться в вере в годы испытаний, ведь преподобный — образец стойкости для тех, кого гнетут обстоятельства, кто сталкивается с несправедливостью и гонениями за свои убеждения; научиться смирению и послушанию, часто к нему обращаются те, кто страдает от гордыни, не может найти общий язык с начальством или старшими; разрешить сложные, «хозяйственные» проблемы. У него просят рассудительности, чтобы справляться с задачами без суеты, просят о помощи в поиске работы, налаживании быта, решении финансовых трудностей — но не чудесным образом, а через обретение терпения и трудолюбия.
Поверье гласит, что если искренне попросить старца Исаакия о помощи в каком-то деле, требующем усердия, то решение придет само собой — через неожиданную мысль, встречу или найденную возможность. Главное — не сидеть сложа руки.
Обращаться к святому можно как в храме, так и дома перед иконой. Главное — делать это с искренней верой и пониманием, что ты просишь не «волшебную палочку», а дар рассудительности и терпения.
Преподобномученику Исаакию старцу Оптинскому (тропари, кондак и величание):
Тропарь, глас 1:
Вене́чник яви́лся еси́ преподобному́чениче Исаа́кие я́ко враги́ Креста́ Го́спода твоего́ низложи́л еси́, ста́рцем о́птинским поревнова́л еси́ и с новому́ченики Росси́йскими просла́вился еси́ те́м же мы тебе́ с любо́вию вопие́м: сла́ва Да́вшему ти кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя, сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Ин тропарь, глас 4:
Страда́ньми твои́ми, о́тче Исаа́кие возсия́ стране́ Росси́йстей свет ра́зума в ней бо звезда́м служа́щие, Кресту́ ны́не кла́няются удобри́вшеся кровьми́ новому́ченник земля́ Ру́сская плод правосла́внаго испове́дания принесе́; Го́сподеви пою́щее, Сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 3:
Новому́ченников преди́вная добро́то Венцено́сче Исаа́кие страда́ньми твои́ми собо́р О́птинский украси́лся; Крест бо Христо́в и уничиже́ния в похвалу́ себе́ вмени́л о земно́м пренебре́гл еси́ ду́шу твою́ за дру́ги положи́л еси́ и в ме́сто небе́снаго упокое́ния отше́л еси́ и отту́да то́чиши исцеле́ния ве́рно чту́щим па́мять твою́.
Величание:
Ублажа́ем тя, преподобному́чениче Исаа́кие, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче А́нгелов.
День памяти преподобного Исаакия Оптинского — это не взгляд в прошлое. Это взгляд в вечность. В вечность, где ценятся не громкие слова и яркие жесты, а тихое, ежедневное горение веры. Приезжая 4 сентября в Оптину пустынь, люди прикасаются к этому огню. И увозят с собой его частичку — как надежду на то, что даже в самые сложные времена можно сохранить в себе человека, веру и достоинство. Именно этому и учил «тихий старец» Исаакий.
фото tvsamara
фото tvsamara