Окраины Самары для депрессивных? Психолог — о влиянии города на людей

И почему мы по-разному воспринимаем стрит-арт

2926

Фото: tvsamara.ru / Екатерина Уварова

Смартфон и четыре стены — сегодня часть общества ушла в уединенный мир. Однако городская среда для современного человека также немаловажна. Популярность набирают муралы разного масштаба, которые наносятся на стены жилых домов в различных районах Самары. Вместе с этим живо и уличное искусство другого плана — те же лебеди-клумбы из шин или прибитые к деревьям плюшевые игрушки. Какое влияние разные арт-объекты могут оказывать на психо-эмоциональное состояние человека корреспонденту ГТРК «Самара» объяснил психолог Роман Едавкин.

Если красочные рисунки на старых «панельках» наверняка поднимут настроение, то ЖЭК-арт вроде висящих на деревьях мишек скорее вгоняет в тоску и наводит на депрессивные мысли. Но Роман обнадёживает тем, что красота всё-таки в глазах смотрящего:

«Знаете, в психологии творчество используется в качестве диагностики и основной недостаток таких методик — высокая вероятность ошибки интерпретатора. Другими словами, если человек в рисунке видит не кошку, а извращение, то, возможно, проблемы у интерпретирующего, а не у творца. Выходит, что такое творчество ни явной пользы, ни вреда принести не может, ибо кому-то понравится, кому-то нет, кто-то посчитает это шизофренией, кто-то сравнит с Пикассо, а третий увидит в этом религиозный подтекст».

Нельзя сказать, что муралы или лебеди из покрышек влияют на наше эмоциональное состояние как-то глобально. Ведь кроме этих элементов человеческого творчества есть масса других жизненных ситуаций — хотя бы простое общение. К примеру, если рядом с лебедем из покрышек сидят добрые бабушки, которые мило приветствуют и угощают конфетами, психологическое состояние человека будет позитивным вне зависимости от степени ужасности лебедя. Через некоторые время и муралы, и творения великого и ужасного ЖЭК-арта перестают быть культурным шоком, к ним вырабатывается толератность, превращая эти элементы в фон для повседневной жизни.

Гипотеза о том, что депрессивные, серые и отдалённые районы, где наблюдается наибольшее скопление таких народных художеств, населены такими же депрессивными людьми, у психологов не популярна:

«Любое творчество, не зависимо от того, нравится оно большинству или нет, это проявление инициативы, а депрессии инициатива, как и творчество в целом, несвойственна. Оно всегда отражает субъективную картину мира и психологическое состояние: стихи пишутся на эмоциях, фильмы снимаются на эмоциях. То есть это совершенно нормально. Даже когда человек рисует какую-то картинку карандашом или красками, он выбирает сюжет или настроение, опираясь на своё состояние. И если он плохо рисует, это не значит, что у него плохое психологическое состояние — скорее вопрос умения и навыка».

Получается, даже те инсталляции, которые мы не понимаем, которые нас ужасают, — лишь дело вкуса и восприятия. Если нечто вгоняет в тоску, возможно, это отражение состояния воспринимающего, а не создающего. По крайней мере, пока этот объект находится в рамках законности и здравого смысла. Кстати, как побороть хандру и тоску самостоятельно, специалисты уже рассказывали ранее.