Мошенники в Самаре: как абитуриентам защититься от обмана в период приемной кампании
Злоумышленники представляются членами приемных комиссий
Фото: tvsamara.ru/Ольга Федорова
В разгар приемной кампании в учебные заведения участились случаи мошенничества, направленного на абитуриентов и студентов.
Злоумышленники, пользуясь доверчивостью молодежи, представляются сотрудниками приемных комиссий, деканатов или бухгалтерий вузов и колледжей, и под различными предлогами пытаются выманить у них деньги или завладеть персональными данными.
Сотрудники полиции привели несколько примеров. Один из них, это схема с "подтверждением диплома": Неизвестный звонит молодому человеку, представляется сотрудником учебного заведения и утверждает, что для подтверждения полученного им ранее диплома необходимо назвать код из SMS-сообщения. После этого поступает звонок от якобы сотрудника Банка России, который сообщает о взломе аккаунта на Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) и убеждает перевести денежные средства на "безопасный счет". Помните, что для подтверждения диплома никогда не требуются коды из SMS!
Также применяется схема с "отменой заявки на поступление". Сотрудники полиции рассказали, что девушке позвонил неизвестный и представился администратором из колледжа. Мужчина спросил, планирует ли она поступать в учебное заведение. Получив отрицательный ответ, звонивший сообщает, что от её имени якобы была подана заявка на поступление и для её отмены необходимо указать код из SMS-сообщения. После предоставления кода мошенники получают доступ к банковской карте, кабинету на Госуслугах и персональным данным её родителей, после чего убеждают перевести все имеющиеся денежные средства на "безопасный счет".
Также в ходе телефонного разговора злоумышленники могут попросить установить на телефон вредоносную программу под видом "антивируса" или "программы для защиты данных", или же угрожать привлечением к уголовной ответственности за якобы "содействие ВСУ".
Рекомендации сотрудников полиции для защиты от мошенников:
- Будьте скептически настроены: Настоятельно рекомендуется критически относиться к звонкам, поступающим от лиц, которые представляются сотрудниками высших учебных заведений, полиции, банков, операторов сотовой связи, поликлиник, пенсионных фондов и других служб. Помните, что ни один сотрудник легитимной организации не будет запрашивать ваши конфиденциальные данные по телефону.
- Не проводите операции с деньгами по указанию звонящих: Сотрудники государственных учреждений и коммерческих организаций не имеют права требовать от граждан проведения каких-либо операций с их денежными средствами и имуществом. Ни в коем случае нельзя выполнять инструкции звонящих, переводить деньги на якобы "безопасные" или какие-либо другие счета.
- Не сообщайте личные данные: Никому не сообщайте свои персональные данные, данные банковских карт, коды из SMS-сообщений и другую конфиденциальную информацию.
- Прервите разговор: При поступлении звонков, которые осуществляются через мессенджеры, мошенники часто используют логотипы тех служб и ведомств, от чьего имени они представляются. В таких случаях лучше всего просто прекратить разговор.
- Помните о безопасности детей: Взрослым необходимо пристально обращать внимание на поведение детей. Если ребенок или подросток подвергается давлению или угрозам, это неизбежно отражается на его эмоциональном состоянии. Признаки возможной опасности: необычные реакции на семейные и социальные ситуации, тревожность, повышенный интерес к телефонам и финансам взрослых, а также к наличным деньгам, хранящимся дома. В таких случаях необходимо поговорить с ребенком и объяснить ему правила безопасности.
Самарцам рассказали о новой схеме обмана через фейковые "Госуслуги".