Найден украинский след на самарской набережной
Узнали, как отразилась на облике города случайная находка
Фото: tvsamara.ru
Известный куйбышевский, а затем и самарский архитектор Ваган Каркарьян очень часто упоминается как автор набережной в Самаре. Но он сам был противником этого, поскольку доделывал чужой проект. Но зато выбор скульптур, малых архитектурных форм для одной из самых посещаемых прогулочных зон города — это как раз его работа, которой пришлось заняться к 70-м годам прошлого века.
«Там была очень интересная история им рассказанная несколько лет назад, он нигде в книжках ее не отразил. Про поездку с Василием Акимовым, одним из лучших скульпторов в Куйбышеве, в Москву к Евгению Вучетичу, автору памятника Родина-мать в Волгограде. Куйбышевцы приехали с конкретной целью, попросить скульптуру Степана Разина для второй очереди набережной. Но Вучетич отказал, поскольку планировал передать свою работу на Кубань, и действительно она сейчас в кубанском музее хранится. Вместо Разина скульптор предложил «Перекуем мечи на орала». Что поделаешь. Каркарьян с Акимовым обращаются в Художественный фонд, поскольку существовал определенный лимит на копии одной и той же скульптуры. И тут выясняется, что такая работа уже стоит перед Третьяковской галереей на Крымском валу, перед зданием ООН в Нью-Йорке, в общем, всё, больше нельзя», — в студии ГТРК «Самара» рассказывает архитектурный обозреватель Армен Арутюнов.
Куйбышевцы расстроены, стоит отметить, что в делегации также находились люди из партийного руководства, готовые сразу заключать договор, платить деньги. И вновь всё решил случай. Как раз в этот момент в Москве проходила выставка украинского искусства. И делегация просто решила зайти и посмотреть работы, представленные в манеже. Взору открылись замечательные скульптуры, как раз те, которые сейчас находятся на второй очереди самарской набережной — купальщица, воднолыжница, рабочий со спутником.
Градостроители поинтересовались, кто же автор скульптур.
«Им ответили, что вон парень в буфете сидит. Это был скульптор Валентин Зноба, впоследствии народный скульптор Украинской ССР, академик и так далее. Это было абсолютное попадание. При всем своем символизме скульптуры были очень человечные, средовые. Поэтому они так органично вписались в пространство набережной. И до сих пор ни у кого даже не возникнет мысли, что это случайность» — уточняет Армен Арутюнов.
Четвертая скульптура, украсившая вторую очередь набережной — это гранитная строительница, ее покупали у Людмилы Кремневой, это одна из первых работ художницы, она датируется 1958 годом.