Самарский бизнесмен признался, почему ушёл казаком-добровольцем на СВО

Эксклюзивное интервью казака из отряда «Ермак»

14451

Фото: Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Потомственный казак и офицер, участник специальной военной операции, настоящий герой. В эфире ГТРК «Самара» Артём Светлолобов рассказал о том, почему военные боятся окончания контракта, какие специальные навыки могут пригодиться каждому на «гражданке», что требуется бойцам на передовой в зоне СВО, как казаки борются с пьянством телесными наказаниями и многое другое.

Артём Светлолобов – офицер в третьем поколении. Его отец – выпускник Челябинского танкового училища – прослужил в армии 16 лет, и сын вместе с ним познал, что такое кочевая жизнь военного. Артём родился в Вологде, потом 4 года жил в Польше, дальше были Алтайский край, Томская область, Омск. Он тоже стал профессиональным солдатом, и жизнь показала, что выбор был верным. Среди полученных наград – Орден мужества, которым особенно гордится отец.

«Это был 99-й год, Зибирхали, дагестанская ботлихская операция. Мы тогда окружили Басаева и Хаттаба. По самой сути, мы могли с ними закончить все дела ещё там, в августе-сентябре 1999 года», – рассказывает офицер.

Фото:tvsamara.ru

В армии Артём Светлолобов дослужился до звания капитана, был командиром парашютно-десантной роты. По его словам, когда заканчивается контракт с армией, жизнь делится на до и после.

«Многих офицеров гражданка пугает, они боятся уйти на неё. Когда служишь в армии, там всё предельно ясно и понятно, есть порядок подчинённости, какие-то гарантии. На гражданке ты полагаешься чисто на свои силы, знания, характер. Я считаю, что нужно постоянно учиться, получать знания. Куда душа лежит – в разных сферах развиваться постоянно», – делится секретом профессиональный военный.

Артём закончил гражданский вуз, получил диплом юриста и диплом преподавателя ОБЖ, помимо охранного бизнеса занимался педагогической деятельностью. Если дело правильно организовано, есть хорошая команда, на которую можно положиться, – появляется свободное время для развития, путешествий, обучения и тренировок, отмечает офицер. Так Артёму удалось проявить себя в самых разных направлениях. Он входил в состав сборной Самарской области по спортивному туризму, водит тургруппы по рекам Урала, Кавказа, Казахстана; научился играть на музыкальных инструментах.

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Вместе с единомышленниками Артём открыл свой учебный центр на базе ДОСААФ.

«Мы начали готовить гражданских – кому это было интересно и нужно, – потому что люди понимают, что создаётся какое-то напряжение. Люди мыслящие и чувствующие, они предвосхищают эти моменты, не сидят ровно на месте, и они обучались. Потом, когда началось [СВО], прямо поток хлынул обучающихся. Потом нас уже привлекали для подготовки 43-го полка, 45-го, добровольцев мы готовили, казачий отряд «Барс». В общей сложности где-то 2 тыс. человек мы подготовили. И сейчас продолжаем готовить», – говорит Светлолобов.

Любой желающий может прийти и обучиться тактической медицине и огневой подготовке. Эти навыки пригождаются и в мирной жизни, особенно сегодня, когда многие постоянно находятся за рулём или занимаются активными видами спорта – здесь травмы не редкость. При этом даже поверхностное знакомство с такими курсами могло было спасти немало человеческих жизни.

«Воспитанник нашего учебного центра обучился на инструктора по тактической медицине. Он сейчас воюет там [в зоне СВО], и под Авдеевкой за ночь порядка 70 раненых через него проходило», – рассказал Светлолобов.

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Несмотря на то, что Артём смог адаптироваться к гражданской жизни и стать успешным бизнесменом, он принял решение добровольцем уйти на СВО.

«Я в казачестве уже 10 лет, атаман станицы Красноярской, и когда формировался наш отряд «Ермак», я стоял у основ его создания. Подготовкой первой группы добровольцев занимался я и моя команда. На базе ДОСААФ проводили с ними занятия в Рощинском. Ситуацию в отряде я знал. Вышестоящие командиры относились к добровольцам несерьёзно, считали, что они ни на что не способны, не использовали их возможности. Я оценил обстановку и принял решение, что нужно выручать, так как у меня есть опыт не только управления военными подразделениями, но и опыт управления предприятием, пусть оно даже гражданское, но порядка 400 человек в подчинении было», – говорит Светлолобов.

7 марта Артём зашёл «за ленту» в статусе командира подразделения. Тогда бойцы стояли под Сватово. 

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Не один раз в гости к военнослужащим в зону СВО приезжал губернатор Дмитрий Азаров. И не с пустыми руками. На передовой требуется многое.

«Первое – нужны знания и навыки. Сейчас учебные центры готовят прямо на полигоне под Снежным. Помимо этого, нужно оборудование. Был такой период, когда привозится оборудование, а люди не умеют им пользоваться. Оно лежит мёртвым грузом, либо его могут потерять или сломать. Первое – это средства РЭБ – радиоэлектронной борьбы – в разных вариантах. Потом приборы ночного видения, тепловизоры и БПЛА – развед и ударные. Остальное – в плане питания, экипировки – сейчас всё обеспечено. Так как часто переезжаем, у нас постоянно стройка. Это строительство блиндажей, отрывка позиции. Это стройматериалы. В основном брёвна, доски и гвозди, скобы и прочее», – перечисляет Светлолобов.

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Отряд «Ермак», в котором служит Артём, сформирован по большей части из казаков-уроженцев разных областей. Однако влиться в него могут все желающие. По словам Светлолобова, ему звонят каждый день. Найти контакты можно на сайте отряда. Служба в нём имеет свои плюсы и минусы, а также особенности. Среди них нестандартный метод борьбы с пьянством.

«Это традиция казачья. Не знаю, хорошая или нет. Мы порем плетьми. Если ты выпорол бойца плетью, он встаёт и говорит: «Спасибо за науку», и мы оставляем его в отряде. А бывают люди, которым не место в отряде. Мы просто расторгаем контракт, подаём его в чёрный список и отправляем на родину. В отряде есть батюшка, у нас есть даже свой походный храм. Церковные праздники, исповедь, причастие – всё это имеет место быть. Мы собираем круг, принимаем в казаки желающих. Подаются списки и за каждого казака должны быть поручители из казаков. Причём он должен уже три месяца служить и себя зарекомендовать. У нас даже есть казаки-мусульмане, они клянутся на Коране», – рассказывает атаман.

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

По словам Светлолобова, по аналогии с японскими самураями, казаки – это сословие воинов. До революции оно было хорошо развито. Суворов называл казаков глазами и ушами армии, они были разведчиками и, по сути, первым спецназом. Революция и последующие расказачивание, репрессии, голодомор сильно ударили по казакам. Однако со временем отношение к ним изменилось.

«Начали брать в ряды Красной армии казаков, всё равно косо посматривали, НКВД контролировало. Но казаки были и воевали в составе Красной армии в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, были и с той стороны. Генерал Шкуро был на стороне нацистской Германии, его потом казнили. Казачество в годы советские не было распространено так сильно. Только места, где казаки проживали – Дон, Кубань, Днепр, Терек – там остались традиции. Потом был провал, и оно начало возрождаться, когда СССР распался, но к сожалению, в период 90-х создался такой стереотип человека, который порой нетрезв и в форме. Сейчас это тоже где-то имеет место быть, но потихоньку происходит очищение. Поэтому акцент на казачество нашим верховным главнокомандующим Владимиром Владимировичем Путиным сделан правильно, и мы не подвели его. Довольно много казачьих бригад и отрядов воюет в зоне спецоперации. Казачество возродилось», – говорит Светлолобов.

Война есть война, и бывает, что не все члены отряда, которым командует Артём, возвращаются с задачи. С некоторыми из них расставаться особенно тяжело.

«Есть люди, к которым прямо прикипаешь. Даже с их родственниками общаешься, когда они живы. Прикипаешь и любишь их. Те, которые становятся профессионалами, от которых даже зависит успех подразделения. Наиболее горько их терять. Помнишь постоянно и лицо их, улыбки и смех. Их приколы. У нас не так много погибших, если сравнивать с другими подразделениями. Благодаря командиру 15-й бригады отчасти. Он мужик жёсткий, и мы с ним нашли общий язык. Обо мне тоже ходят слухи, что я жёсткий командир. Не знаю, плохо это или хорошо. Приходится заставлять людей. Подбадриваю довольно-таки жёсткими выражениями. И благодаря этому, может быть, многие выжили. Когда надо было копать, начали все копать. Потом уже сами благодарили», – улыбается атаман.

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Пока Артём находится в зоне СВО, дома его ждут жена Ксения, дочка и сын, а больше всех переживает мама. По словам военнослужащего, супруга спокойна отнеслась к тому, что он подписал контракт. И хотя первое время одной ей было тяжело, через месяц-два она привыкла. Бойцу же перед отъездом на фронт важно видеть не плачущую женщину, а сильную, которая со всем справится.

«Когда в тылу всё спокойно, и я тогда спокоен на войне. Никаких переживаний, что забор перекосился или ещё что-то. Есть люди – помогут. У меня же друзья оставались из учебного центра «Эшелон», они помогали по хозяйству. Социальные службы помогали. Я живу в частном доме и нужны определённые усилия, чтобы его содержать, поэтому женщине тяжело, но Ксения справляется», – говорит Артём.

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

Фото:tvsamara.ru/Артём Светлолобов

На вопрос, хотят ли воевать украинцы, с которыми он пересекался на передовой, офицер отвечает так.

«Никто не хочет воевать, честно. Но жизненные обстоятельства так ставят, что некоторые воюют с ожесточением за какую-то свою правду. А те, кого видели, такое ощущение, что их просто поставили в такие условия, что они вынуждены присутствовать. Но если будет возможность как-то избежать этого, они избегут», – говорит Светлолобов.

Полную версию интервью с эксклюзивными фото- и видеоматериалами смотрите в видео ниже.