Лесники и мамки: инструктор БПЛА объяснил, кто прорвался в небо над Самарой

Эксклюзивное интервью Сергея Бобина

8069

Фото: Сергей Бобин

Самарская область стала одним из 4-х регионов страны, где в рамках федеральной программы «Содействие занятости» национального проекта «Демография» реализуется пилотный проект по профессиональному обучению операторов беспилотных авиационных систем. О том, как купить дрон, научиться управлять беспилотником, находясь в декрете, а также получить допуск к полётам в эксклюзивном интервью корреспонденту tvsamara.ru Галине Ивановой рассказал инструктор-преподаватель, блогер Сергей Бобин.

Галина Иванова: Какова на сегодняшний день потребность в специалистах этого профиля и кто занимается подготовкой операторов БПЛА?

Сергей Бобин: Это очень актуально. Правительством РФ разработана и реализуется специальная программа по развитию беспилотных летательных систем. Она подразумевает до 2030 года подготовку более, чем миллиона «пилотов». И раз эта цифра озвучена, значит они будут на чём-то летать. И если говорить, например, о гражданских специалистах – я обучал лесников (специалистов лесных хозяйств), которые будут летать в следующем году на дронах, которые государство купит лесничеству, чтобы они мониторили леса России.

  Г.И.: Кто мог стать участником этой федеральной программы?

С.Б.: Самарская область, всегда в авангарде. Мы ворвались и сразу несколько категорий граждан смогли пройти обучение. Была группа людей старше 50 лет, женщины в декрете и бойцы, вернувшиеся с СВО. Причём обучение было бесплатным – всё финансировало государство. В программе – 72 учебных часа. То есть мы месяц в очень интенсивном режиме, считай каждый день, по 3 часа занимались. Всего 109 человек из четырёх регионов. Я был преподавателем. 2 недели давал теорию, а потом ездил по площадкам, где проводились практические занятия. Побывал в Чувашии, Пермском крае и Пензенской области.

Скриншот: vk.com / Сергей Бобин

Г.И.: А где, собственно, БПЛА приобретались?

С.Б.: Дроны можно приобрести свободно. На Avito, OZON. Там вообще практически любые дроны продаются. Я сам лично для студентов купил БПЛА на Avito. Продавать беспилотники же никто не запрещал. Это летать официально нельзя. Но и то, летать нельзя тем, кто «просто захотел». Для участников программы дали разрешение летать на аэродроме «Гвардеец», который принадлежит частному лицу. И мы там неделю самарскую группу обучали. В основном были мужчины и несколько женщин. Самое интересное, что эти знания пригодятся им в работе. Для лесников, например, ездили они на УАЗике и не видели ничего, а сейчас любой пожар с неба виден. Или человек потерялся, и как его найти?

Скриншот: vk.com / Сергей Бобин

Г.И.: Где, помимо лесничества сегодня используются дроны?

С.Б.: Сфера безгранична. Практически любая отрасль может их применять. Активно будут использоваться, например, сельскохозяйственные дроны. В Тольятти, например, компания «Транспорт будущего» строит завод, где будут выпускаться большие беспилотники. Они их сами разрабатывают. А в Китае их вообще несколько сотен тысяч работает и это очень выгодно для агроотрасли, потому что затраты на обработку полей сокращаются в разы – дрон ведь и ночью, и при сильном ветре может летать.

Г.И.: Много ли в России компаний, которые занимаются подготовкой операторов БПЛА?

С.Б.: Да, сегодня есть огромное количество курсов, но я, например, как специалист понимаю, что большую часть из них нужно «отсеять»: больше половины просто хотят заработать «на хайпе». Тех людей, которые имеют достаточный опыт управления БПЛА и могут обучать, их не так много в стране. Знаю, что в центре Руднева в Москве, курс неплохой, рассчитанный на 260 часов.

Скриншот: vk.com / Сергей Бобин

Г.И.: Сложно ли получить разрешение на полёт, ведь сейчас во многих регионах они запрещены?

С.Б.: В каждом регионе действительно выпущены распоряжения о запрете полётов, но в них есть пункт, в котором перечислены исключения – для спецслужб, например. И когда нужно полетать, то власти региона без проблем дают разрешение. Мне лично выдавали, когда я праздники и День города снимал. А у нас же федеральная программа, поэтому проблем не возникало.

Г.И.: А частному лицу?

С.Б.: Ну, это практически невозможно. Тут два пути. Нужно обращаться или в Администрацию Губернатора или в ФСБ. Больше никак. Так как я давно летаю, меня весь город знает, мне чуть проще. Мне доверяют, что я не сниму какой-то стратегически важный военный объект. Но вот тоже, секретные объекты – можно открыть Google-карты и все объекты как на ладони. Секретов нет давно! И чтобы не было проблем, нужно все дроны просто зарегистрировать в Росавиации. Я так и сделал. У меня 4 дрона.

Скриншот: vk.com / Сергей Бобин

Г.И.: Все ли из тех, кто прошёл обучение, трудоустроились операторами БПЛА?

С.Б.: Сказать этого точно не смогу. Но у каждого из 109 человек из 4 регионов, которые прошли обучение, на руках диплом государственного образца. То есть все 109 лесников теперь смогут использовать дроны в своей работе.

Видео: Сергей Бобин 

В Самарской области проходят комплексные испытания нового малоразмерного газотурбинного двигателя для компактных беспилотных летательных аппаратов. На основе такой силовой установки можно будет производить перспективные грузовые БПЛА на реактивной тяге. Новый двигатель получил название МГТД-22 "Колибри" и был разработан в Самарском университете им. Королёва. Пока он существует в опытном варианте и укомплектован экспериментальным прототипом системы управления.

Тем временем приближение новогодних торжеств заставляет власти усиливать меры безопасности и вводить дополнительные меры защиты. Чтобы никто и ничто не нарушило покой граждан, небо над Самарским регионом закроют для беспилотных летательных аппаратов. Напомним, что с 2023 года беспилотные воздушные суда не могут свободно перемещаться в небе над Самарской областью. Власти уточнили, на какой высоте и для каких задач БПЛА все же могут летать.