Стало известно, какая работа признана самой востребованной в Самаре

И сколько за этот исторический труд платили женщинам

8505

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Разные люди, разные судьбы, связанные одной бичевой. Почти до середины XX века труд бурлаков был, пожалуй, самым востребованным на Волге. Артели наёмных рабочих в летнее время тянули суда против течения.

Как выглядели бурлаки на Волге в середине XIX века, сегодня мы легко можем представить, глядя на одноимённую картину Ильи Репина в Русском музее Санкт-Петербурга.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

На своём полотне художник запечатлел реальных людей, которых встретил на самарской земле. Илька — матрос, крестьянин Ларька, но особенно изображённый на переднем плане Канин — расстрига (поп, лишённый сана).

«Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды», — вспоминал впоследствии художник. Впервые появившаяся на выставке в 1873 году картина «Бурлаки на Волге» вот уже 150 лет является яркой иллюстрацией тяжёлого труда наёмных рабочих.

Однако, по словам краеведа и судомоделиста Бориса Агузарова, не стоит сильно сгущать краски. Для людей того времени на сезон утроиться в артель бурлаков было привычным и прибыльным делом.

«Мой прадед рассказывал, что они, будучи учениками старших классов, договорились с каким-то начальством на воде и в летние каникулы убегали всем классом побурлачить. Дворянские детки! За сезон они зарабатывали себе на зимнюю поездку в Петербург. Это был очень хороший заработок для жителей прибрежных деревень, — отметил в интервью ГТРК «Самара» Борис Амурханович. — И я лично пробовал. Мы эксперимент проводили. Брали буксир марки «Ярославец» и вдесятером недалеко от Ульяновска по берегу его тащили. Ничего, в принципе тащится».

В истории бывали случаи, когда бурлаки шли на хитрость, чтобы заработать больше. Они входили в сговор с кормщиком судна, который нужное время в нужном месте сажал купеческую барку на мель.

«А на судне скоропортящейся товар, — рассказывает Борис Агузаров. — Купец начинает торговаться с бурлаками: «Братцы! Стащите с мели! По 30 копеек заплачу». Те не соглашаются. Просят в несколько раз больше. А время идёт. Через день купец платил уже по 3 рубля. Бурлаки стаскивали судно, а кормщик оставался как бы ни при чём. Но если удавалось доказать вину, то кормщика за такой саботаж ссылали на каторгу».

Бурлаками в своё время работали не только мужчины. На Волге можно было встретить и женские бригады. Труд бурлачек ценился дешевле. Возможно, потому, что там, где требовалось трое мужчин, необходимо было пять женщин. Впрочем, представительницы прекрасного пола всё равно зарабатывали больше. Они добросовестно выполняли свою работу и в отличие от мужчин не уходили в запой.

Против течения реки суда тянули бурлаки, а по течению сплавлялись воистину удивительные суда. Речной "Титаник" перевозил тонны древесины. И не только.  В своё время  по Волге сплавляли и горы золота.