Самарцы отметили день гармониста

Как чествуют народный инструмент на родине баяна

1838

Фото: tvsamara.ru/Анфиса Нагуманова

25 ноября Самара отметила День гармониста. По-самарски — ярко, вкусно, музыкально и, разумеется, с участием замечательных гостей. В студии ГТРК «Самара» и в эфире радио «Маяк».

По словам ведущих музыкантов, обладающих мировым именем, как раз в нашем городе, на пересечении улиц Предтеченской и Дворянской (ныне Некрасовской и Куйбышева), ровно 130 лет назад уроженец города Тула, но к этому времени житель Самары Павел Чулков изобрёл и сконструировал 3-х рядную гармонь, ставшую прообразом современного русского баяна. Радиослушатели «Маяка» получили уникальную возможность услышать голос настоящего русского классического баяна благодаря виртуозной манере владения инструментом заслуженного работника культуры РФ, профессора кафедры народных инструментов Самарского государственного института культуры Сергея Жданова. Два старинных редких экземпляра русской гармони ожили в руках прославленного самарского гармониста Антона Загороднова. Народную любовь и признание подчеркнул гость «Маяка» Глеб Юшков и его губная гармонь с проникновенными блюзовыми пассажами.

Мэтр русского баяна Сергей Жданов упомянул о том, что несмотря на самарское происхождение баяна, произошедшее 130 лет назад, возраст гармони в России гораздо весомее. Лет так на 60-80, а, может, и больше:

«Баян получился не сразу, конечно, все начиналось с гармони. А баян — это потом, потом, потом уже. Очень трудно отдать предпочтение тому или иному инструменту. Гармонь часто слушаю, это исконно наше, традиционное, наши корни, и порой настолько трогает за душу, но, с другой стороны, я сам баянист. Этой мой любимый инструмент».

Антон Загороднов как настоящий гармонист поведал о своей глубокой любви к народному инструменту и о невероятной способности гармони передавать самые тонкие переливы русской души:

«С самого рождения пропитывался народной культурой, в том отношении, что у меня дед играл на гармони, отец играет на гармони, и всегда в доме была музыка. Года в четыре отец положил гармошку на колени, показал, где бас, как аккорды играются. Приходят гости — отец всегда играет, а я тоже хочу играть»