Спектакли Куйбышевского ТЮЗа 60-70-х годов

Запись из фондов областного радио

15201

 На рубеже двух десятилетий, в 1960 году, Куйбышевский театр юного зрителя возглавил П.Даульсон. С его именем связано начало одной доброй и творчески плодотворной традиции ТЮЗа – работа с местными драматургами.

Повесть журналиста Андрея Вятского "Лидка-чапаенок" стала основой спектакля "Выросли мы в пламени". Это был спектакль о самарских девчонках и мальчишках революционных лет. Пьеса самарского драматурга В. Молько "Когда в сердце тревога", родившись в Куйбышеве, была принята к постановке и в других городах СССР.

Тема гражданской и Великой Отечественной войн, тема героики - не только военной, но и общечеловеческой, духовной на многие годы определили дальнейший поиск репертуара, связанного с романтикой подвига.
В 60-е  на сцене  Тюза идут спектакли по произведениям: "Белеет парус одинокий" В. Катаева, "Ташкент – город хлебный" А. Неверова, "Одеты камнем" О. Форш.

Новое направление в работе куйбышевского театра юного зрителя, связано с именами главных режиссеров Наума Генцлера и Якова Лобача, определило и новое сценическое претворение героической темы в спектаклях ТЮЗа. Теперь не выстрелы и победные бои определяли героику спектаклей, а социально-психологические истоки романтики, подвига. Театр пытается проникнуть в глубину характера своих героев, их нравственность. Ярким примером этому является постановка спектакля "Как закалялась сталь". Инсценировка С. Табачникова написана по роману и письмам Н. Островского. Она отличалась от предыдущих сценических осмыслений популярного романа попыткой предельно обнажить сложный внутренний мир героя. Роль Павки Корчагина в этом спектакле сыграл молодой артист Алексей Симкович.

На сцене - классика, сказки для детей и спектакли на школьную тему, которые так нравятся юным зрителям. "Вовка на планете Ялмез", "Красная шапочка", "Черный алмаз", "Лапти-самоплясы", "Серебряное копытце", "Будьте готовы, Ваше Высочество", "Дама-невидимка". И все это несмотря на долгие годы реконструкции театра, когда коллектив вынужден был выезжать на длительные гастроли, играть спектакли на сценах городских и сельских клубов.

В сентябре 1970 года в помещении Дворца культуры на площади имени С. Кирова стартовал сороковой сезон ТЮЗа. В этот вечер был показан спектакль «Сомбреро», поставленный по пьесе С. Михалкова.
Вообще 70-е годы в театре связаны с именем самобытного режиссера Льва Шварца. Он промелькнул на куйбышевской сцене, как метеор. Несмотря на это оставил заметный след в ее истории. Начал с яркого спектакля "Итальянская трагедия" по роману Э-Л. Войнич. Ярко, красочно решил он спектакль "РВС", превратив его в своеобразный мюзикл – с песнями, танцами, хором. Это было похоже на фейерверк, красиво и зрелищно. Тогда Шварц заявил, что создает "поэтический театр". 

 Почти во всех спектаклях ТЮЗа того времени звучала музыка. К большинству из них музыку написал зав. музыкальной частью театра, композитор Леонид Вохмянин.
 

Послушайте сцену из спектакля куйбышевского ТЮЗа "Ташкент – город хлебный". исп.Л.Левадная Г.Качурина В.Синина. Запись 1964 года из фондов областного радио.

ФОТО: samart.ru