Тайны магнитных пленок. Самарские оперы Сергея Слонимского

Видение гения: злой беспощадный Гамлет и царь Грозный страшнее Батыя. Оцифрованы редкие записи из Радиофонда

8092

Фото: ГТРК "Самара"

Совершим небольшой экскурс в историю самарских постановок опер Сергея Слонимского и послушаем редкие фондовые записи, оцифрованные с магнитных пленок уже в наши дни. Узнаем, почему композитор считал Ивана Грозного "большим злом для России, чем нашествие хана Батыя" и как Слонимскому удалось приблизиться к шекспировскому замыслу Гамлета и получить наивысшую оценку столичной критики после премьеры самарского спектакля в 90-е годы.

Композитор, пианист Сергей Слонимский называл Самару своей музыкальной родиной. И даже посвятил городу Пятую симфонию. Здесь впервые были поставлены его оперы "Виринея", "Мария Стюарт", "Гамлет", прошла мировая премьера оперы "Видения Иоанна Грозного".
Благодаря фондам Куйбышевского областного радио сохранились звуковые свидетельства резонансных культурных событий. 
 

В 1967 году состоялась премьера первой оперы Слонимского - "Виринея" в постановке Куйбышевского государственного театра оперы и балета (постановка - В. Фиалковского, дирижер - И. Айзикович). Премьера "Виринеи" была осуществлена к 50-летнему юбилею советской власти и отмечена дипломом I степени Министерства культуры РСФСР.
Мировая премьера оперы "Мария Стюарт" стала центральным событием гастролей Самарского театра в Москве. И именно за эту работу театр получил звание "академического".
Премьера Оперы "Гамлет" состоялась в Самарском театре оперы и балета  1 октября 1993 года. 
Насколько нам известно, видеозаписей не сохранилось, а вот аудиозаписи некоторых арий есть в фонде радио. 
Над воплощением оперы С. Слонимского "Гамлет" в Самарском театре работали режиссер Б. Рябикин, дирижер В. Ф. Коваленко, художник Г. О. Эллинский, балетмейстер М. А. Сидоренко-Большакова. Музыкальное прочтение шекспировского сюжета было осуществлено Слонимским в трагедийно-фарсовом ключе.   
Спектакль Самарского театра оперы и балета "Гамлет", показанный в столице, был назван профессиональным сообществом "уроком центральным 11 музыкальным театрам". Столичная премьера вызвала большой интерес. Среди зрителей – Т.Хренников, Б.Покровский, Р.Виктюк, Б.Швыдкой, И.Козловский, многие известные композиторы, артисты, критики. 
Заслуженный работник культуры Светлана Хумарьян:


 "После просмотра "Гамлета" Тихон Хренников сказал, что не знает ни одного современного сочинения, которое можно было бы поставить рядом. И сам спектакль его восхитил". 


Всепроникающая театральность оперы Слонимского, восходящая к девизу шекспировского театра ("Весь мир лицедействует"), раскрывалась в самарском спектакле на разных смысловых уровнях. На сцене было создано двойное действие: за главными героями (оперные солисты) всюду следовали пластические двойники (артисты балета), принимавшие участие в событиях, комментировавшие их или отстранявшиеся и создававшие собственную линию. Пластический ряд спектакля отражал сложность внутреннего мира шекспировских героев.

Успех оперы "Гамлет" Слонимского был обеспечен крепким составом исполнителей, артистично раскрывших характеры своих героев: Вячеслав Храмов - Гамлет, Н. Ильвес - Офелия, Т. Жукова - Гертруда, А. Сибирцев - Клавдий. 

Послушайте арию Клавдия в исполнении народного артиста России Александра Сибирцева в сопровождении оркестра Самарского театра оперы и балета. Запись из фондов радио 1994 года оцифрована с магнитной пленки. 

Зрителям запомнилась сценография спектакля "Гамлет" (суперзанавес в стилистике полотен П. Брейгеля; королевские покои, декорированные росписью по ткани и витражным окном) и костюмы (украшенные пером береты со спущенными краями; отложные воротники и манжеты рубашек, дублеты с вышивкой, длинные мантии и меховые накидки). Все это "воссоздавало атмосферу эпохи Возрождения, обогащая режиссерское решение дополнительными штрихами и символами", отмечают театроведы.
Образ Гамлета 
Именно у Слонимского появляется Гамлет жесткий, злобно-ироничный, который не только добродушно посмеивается над Полонием, но и беспощадно расправляется с Розенкранцем и Гильденстерном. Именно Слонимский в конце XX века наиболее близко подходит к шекспировской интерпретации принца Датского.

Музыковед Анна Лазанчина:


 Идея спектакля состояла в показе терзаемого душевными муками Гамлета на фоне извращенного, пропитанного лестью и притворством королевства. "Мир Элисинора" – новый "персонаж" спектакля, сочиненный режиссером и балетмейстером, "откликался" на каждую интонацию музыки Слонимского. Этот многоликий, многоголосый мир, корчившийся в судорогах вечного притворства, всегда готовый к предательству и лжесвидетельству, находился в постоянном движении. Такое решение режиссера оказалось созвучным Шекспиру, у которого Гамлет практически нигде не оставался один, а всегда в окружении других персонажей.


Успех спектакля превзошел все ожидания – "Гамлет" С.М.Слонимского продержался в репертуаре Самарского театра несколько сезонов и был показан 26 раз – рекордно долго для отечественной оперы ХХ века.

Русская трагедия “Видения Иоанна Грозного”, созданная С. Слонимским в 1995 году, стала еще одним обращением выдающегося композитора современности к памятным страницам отечественной истории. В отличие от предыдущих сочинений, “Видения Иоанна Грозного” были написаны композитором С. Слонимским и либреттистом Я. Гординым по историческим документам XVI века. 
В либретто оперы использованы лишь исторические источники, и, прежде всего, труд Н. Карамзина “История Государства Российского”. Обращение авторов к трудам выдающегося ученого-историка было не случайным, поскольку именно им впервые была дана справедливая и объективная оценка роли личности Ивана Грозного в истории России.

А вот что рассказывал о замысле оперы композитор Сергей Слонимский в эфире самарского областного радио после мировой премьеры в Самаре в 1999 году. Интервью   оцифровано с магнитной пленки и вошло в коллекцию самарского Радиофонда.