Культуролог Валерий Бондаренко: "Пушкин — это эротика"

Как поиграть с "Солнцем русской поэзии"

8074

Фото: tvsamara.ru

В 2024 году весь мир будет отмечать юбилей Александра Сергеевича Пушкина. Со дня рождения «солнца русской поэзии» исполнится 225 лет. Известный культуролог Валерий Бондаренко в эксклюзивном интервью ГТРК «Самара» объяснил, почему «Пушкин — наше все», как читать произведения классика и как сделать из великой русской поэзии хайку.

Благодаря языку, который был создан в том числе Пушкиным, мы смогли "изъясняться", считает Бондаренко. Раньше это была проблема в России, потому что при всей значительности русская литература XVIII столетия была довольно тяжеловесной. С приходом Пушкина ситуация изменилась: появились легкость, игривость. Все это изменило и характер людей, считает филолог.

«Он [Пушкин] вдруг русский язык поднял на степень какой-то легкости невероятной. Когда русские философы говорили, что, если бы не Пушкин, они не могли бы на том языке, который был до него, излагать свои философские идеи – они правы. Этот язык вдруг запел. Это всё было подготовлено [предшественниками Пушкина], но здесь произошел качественный скачок. И Пушкин действительно пригласил в поэзию огромное количество тем, мотивов, созвучий, которые там не жили», — объяснил Валерий Бондаренко.

Можно ли сегодня обойтись без Пушкина? По словам филолога, даже люди, которые не читают книг, цитируют классика, не зная об этом. Однако лучше не обеднять себя и просто наслаждаться.

«Исчезло (в греческом смысле этого слова) эротическое переживание. Оно не равно сексуальному. Это когда возникает любовь, и к этой любви примешивается чувственное переживание. Но это большой вопрос: насколько современный человек способен к удовольствию?» — размышляет культуролог.

Наряду с горькими вещами в произведениях Пушкина ощущается праздничное ощущение мира. Он был большим мастером иронии и сарказма, любил играть с литературой. Валерий Бондаренко призвал читателей в свою очередь пошутить с «Солнцем русской поэзии», смешав его строчки в жанре традиционной японской лирики.

«Можно взять книжку [Пушкина] и сочинять псевдо-хайку, они в японский канон не уложатся — у нас письменность разная. Примерно так: «Через леса, через моря колдун несет богатыря. Куда ж нам плыть?» Или: «Пора мой друг, пора. Выпьем с горя, где же кружка?» Или совсем кратко: «Мой дядя… кот ученый». Потом можно переходить на Лермонтова и их [с Пушкиным] соединять», — предложил Валерий Бондаренко.

А в период "Серебряного века" и вовсе советовали лечиться Пушкиным от декадентской хандры. "Когда тебе плохо, надо прочитать 10 стихотворений Пушкина, и тебе станет легче", - говаривали образованные люди.