Руины былого успеха: стала известна судьба офиса-высотки авиакомпании «Самара»
Загадочное здание на въезде в международный аэропорт
Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Ярко-розовое здание на въезде в международный аэропорт «Курумоч» давно привлекает внимание. Для тысяч пассажиров оно — просто ориентир. Но за его осыпающимся фасадом скрывается трагическая история взлета и падения одной из крупнейших авиакомпаний Поволжья. Редакции стало известно о печальной судьбе офиса-высотки авиакомпании «Самара» от жителей поселка Береза.
Призрак у взлетной полосы
Сегодня это здание-призрак. Внутрь, где когда-то кипела работа, можно беспрепятственно попасть через выбитые окна и двери. Когда-то для доступа в штаб-квартиру «Самары» нужно было пройти несколько кордонов строгой проверки — безопасность в авиакомпании была на первом месте. Теперь его облюбовали подростки, сталкеры и другие сомнительные личности.

Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Самое поразительное, что среди мусора и обвалившейся штукатурки до сих пор можно найти свидетельства прошлой жизни: пожелтевшие альбомы с технической документацией на авиационные двигатели и другие артефакты, разбросанные на прилегающей территории.

Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Славное прошлое «крылатой Самары»
Судьба здания неотделима от судьбы самой авиакомпании. «Самара» была образована на базе могущественного Куйбышевского авиаотряда, который начал полеты еще в 1961 году. После приватизации в 1993 году компания стала одним из лидеров российских чартерных перевозок.
Ее лайнеры — легендарные самарские Ту-154 — летали не только по СНГ, но и в Турцию, Израиль, ОАЭ, Таиланд и на Кипр. В лучшие годы авиакомпания перевозила миллионы пассажиров, а ее флот был гордостью региона.

Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Роковой альянс и путь к банкротству
Фатальным для «Самары» стало вхождение в 2005 году в крупный авиационный альянс «ЭйрЮнион». Вместо обещанных инвестиций, обновления флота и расширения географии, компания получила долги и проблемы головного холдинга.
Летом 2008 года альянс рухнул, не сумев оплатить топливо и услуги аэропортов. Рейсы массово отменялись. 30 сентября 2008 года у «Самары» отозвали лицензию, а 3 февраля 2009 года она официально прекратила существование. По некоторым данным, около 800 человек потеряли работу.

Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
Загадка розовой высотки: почему ее не спасли?
Офисный центр «Самары» был стратегически удобен — в двух шагах от старого терминала аэропорта. Почему же после ликвидации компании здание так и не нашло нового применения?
Ответ, возможно, кроется в его архитектуре. «Самара» занимала один из двух корпусов-близнецов, построенных по типовому проекту общежития. Его «брат»-близнец успешно эксплуатируется и заселен до сих пор. А вот розовая высотка стала молчаливым памятником неудачному бизнес-проекту и, в какой-то мере, целой эпохе в региональной авиации.

Фото: tvsamara.ru/Виктор Шепелев
«Прохожу тут мимо каждый день, сердце кровью обливается, — делится Александр, житель поселка Береза. — Помню, какая это была сильная, уважаемая компания. Мы все гордились, что в нашем Куйбышеве, Самаре — свои пилоты, лучшие асы! Здание это светилось, народ с работы шел — инженеры, бортпроводницы, жизнь кипела. А теперь… позор один. Стоит этот розовый скелет и будто напоминание: было и сплыло. Всё, во что верили, чем гордились, — развалено до основания. Жалко до слез».
Попытки воссоздать несколько лет назад собственную авиакомпанию Самаре под брендом «Эйр Самара» так и остались на бумаге.









