Символ Веры: эксперты рассказали, как спасти ребенка от духовной гибели
Актуальные вопросы воспитания молодого поколения
Фото: tvsamara.ru
Наше будущее – наши дети. Сегодня воспитанию подрастающего поколения уделяется огромное внимание. В Самарской области существует несколько духовно-просветительских центров, которые способствуют формированию у детей и подростков самых важных ценностей. Именно эта тема обсуждалась в новом выпуске программы "Символ Веры".
Гостями студии стали:
- Иерей Дионисий Левин, директор Некоммерческого фонда "Детский епархиальный образовательный центр", настоятель Храма в честь св.бл. Матроны Московской;
- Иерей Алексей Беляев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Самарской Епархии, настоятель Храма святителя Николая (пос.Береза);
- Проскурина Галина Владимировна, руководитель методического объединения учителей основ религиозных культур и светской этики, основ духовно-нравственной культуры народов России, нравственных основ семейной жизни г. о. Самара, член регионального методического актива Министерства образования и науки Самарской области;
- Баянова Екатерина Николаевна, председатель родительского комитета Некоммерческого фонда "Детский епархиальный образовательный центр";
- Ларионова Александра, выпускница Некоммерческого фонда "Детский епархиальный образовательный центр", педагог по хору.
За последние несколько десятилетий наше общество сильно изменилось и прошло очень сложную эволюцию в процессах воспитания.
"Раньше считалось, что нравственное воспитание – чисто семейная прерогатива. Позже, в советский период, было принято решение о том, что эту функцию должна возложить на себя школа. Тогда решили, что воспитание – это трансляция установок и ценностей, как идеологических, так и мировоззренческих. С крушением общественно-социального строя возникло огромное неприятие и отторжение этой установки: было введено понятие "образовательные услуги", которое, к счастью недавно было упразднено", – рассказал иерей Алексей Беляев.
Клирик храма Святителя Николая считает, что утраченный навык воспитания и передачи ценностей привел к тому, что мы все чаще сталкиваемся с проблемами подросткового буллинга и растущей агрессией.
"Родительское сообщество обратилось к школе даже не с просьбой, а с претензией: вы должны воспитывать! Верным шагом стало обращение в сторону традиционных конфессий как к носителям традиций, общественно-патриотических и духовно-нравственных ценностей", – отметил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Самарской Епархии.
В школьной программе начали появляться новые предметы, которые призваны помочь детям и подросткам найти свои ориентиры в жизни и выработать ценностную систему, изучить традиции и получить опыт взаимодействия с самыми важными сферами жизни.
Что включают в себя предметы, занимающиеся основами духовно-нравственного воспитания? Отвечает Галина Владимировна Проскурина, руководитель методического объединения учителей основ религиозных культур и светской этики, основ духовно-нравственной культуры народов России, нравственных основ семейной жизни г. о. Самара, член регионального методического актива Министерства образования и науки Самарской области.
"Такие уроки включают в себя 6 модулей: Основы религиозной культуры и светской этики, Основы православной культуры, Основы культуры народов России, Основы буддистской культуры, Основы иудейской культуры и Основы мусульманской культуры. В любом случае, главная цель – уделить внимание понятию "семьи". Семьи, как основы всего. Роли матери, роли отца. Основы духовно-нравственной культуры народов России начинаются с 6 класса. Они рассказывают о том, что такое историческая память, прививают уважение к культуре своего народа, занимаются воспитанием патриотизма. Говорим мы и о русском языке: его величии и тех литературных памятниках, которые на нем написаны. Говорим и об искусстве, конечно. Подготовкой педагогов занимается Епархия и центр развития образования. Второй год действует сообщество, где дистанционно педагоги получают дополнительные знания с сертификатом государственного образца", – рассказала Галина Проскурина.
Какова структура подобных учреждений? Как выглядят и устроены детские образовательные центры изнутри? Об этом рассказал Иерей Дионисий Левин, директор Некоммерческого фонда "Детский епархиальный образовательный центр", настоятель Храма в честь св.бл. Матроны Московской
"Это дополнительное образование, которое представляет собой объединение детских духовных центров по всей Метрополии в единую сеть, единую концепцию, но каждый центр имеет свою специфику. Такие учреждения логически вытекают из воскресных школ, и служат тем, кому воскресной школы недостаточно. Детские духовные центры дают возможность приходить чаще под своды храма. Существует порядка 58 образовательных программ и 6 направлений. Есть традиционные: технические, спортивные, художественные. И хор, и хореография, рисование, гончарное дело, звонарское искусство. Но есть и максимально современные и востребованные, которые понадобятся во взрослой жизни. Например, смешанные единоборства, рукопашный бой, фотостудия, уроки английского языка: современные и интересные дисциплины. Детские центры должны давать современные, интересные знания, но иметь специфику и знакомить ребенка с православной верой. Это именно знакомство, а не насильственная катехизация и принуждение к воцерковлению, полное отсутствие пропаганды", – подчеркнул священнослужитель.
Полный выпуск программы можно посмотреть здесь.
Духовное образование - одна из главных составляющих нравственного воспитания молодежи. Для этого в Самарском регионе реализуется несколько проектов, которые занимаются просвещением среди школьников, студентов и педагогов. В программе "Символ веры" эксперты рассказали, как проходит сотрудничество с областными школами, колледжами и вузами, какую работу проводят с обществом, а также почему важно беседовать о вере с мудрым наставником.
В студии программы «Символ веры» митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий поделился своим видением необходимых изменений в сфере образования и отметил важность проекта «Путевка в жизнь, который организует ГТРК «Самара».