понедельник, 24 февраля

"Нарисованный город Андрея Елисеева"

"Нарисованный город Андрея Елисеева"
Голосование завершено

https://yadi.sk/d/W4MxmAl7Up6GhQ?w=1

Нарисованный город Андрея Елисеева

   Живет теперь Самара без Андрея Елисеева.   Шансонье оставил горожанам свое творчество в виде песен и стихов. Андрей  всегда говорил, что все   его творчество - это один большой  музыкально-поэтический альбом  "Нарисованный город". И, действительно, самарский поэт и певец придумал собственный город, который он   изобразил  на бумаге. Там он показал улицы со своими названиями,  дома, в которых  любил встречаться с  приятелями.  Это был только его город и жил там Андрюша со своим одиночеством.   Все остальное казалось ему театральным реквизитом, в который Андрей записывал своих друзей,  знакомых и  случайных прохожих.

  Елисеев часто с печалью вздыхал, мол, уходят личности самарские, а остаются "пончики", которые курят на балкончике. Он  сам в своем воображении создавал личности, хотя они, возможно таковыми и являлись. Андрей ценил поэта Михаила Авдеева и часто оставался у него до утра в знаменитой квартире, что располагалась на Молодогвардейской  в Шанхае   на восьмом этаже.  Авдеев  кидал экспромты типа "Я- поэт, ты- шансонье,  все встречаемся на Дне".  Обитателем "нарисованного города" стал также бас баритон Сергей Пинигин, известный тем, что с красным дипломом закончил Саратовскую консерваторию и часто пел у самарских памятников по вечерам.

 Другим духовным гуру  Андрей Викторович считал знаменитого диссидента  и организатора первой неформальной демонстрации  1 апреля 1976 года  Владислава Бебко. Гражданином собственного города Елисеев считал самарского краеведа Степана Смирнова. С ним  шансонье  познакомился в начале 90-х годов на курсах  любителей истории края при госуниверситете. Они вдвоем исходили все окраины Самары, лазили по оврагам и закоулкам в поисках старины и местных традиций.  Степана знали как специалиста по истории всех старых домов в центре. Он безошибочно  повествовал о том какой купец заказал особняк,  кто  из архитекторов и когда его построил. Это объединяло  двух творческих личностей.    Интерес шансонье проявлял к Валерию Павлюкевичу, которого оценивал примерно так:" Да это же настоящий черный человек из стихотворения Сергея Есенина, такой черный, что даже днем становится темно".

   Елисеев любил не только пивное Дно на Ульяновском спуске, но и человеческое.  Андрей  считал, что там настоящая народная русская суть, очищенная от конформизма, карьеризма и интеллигентской  напыщенности. Его можно было встретить на улице с каким-нибудь босоногим  бомжем. Помню мы пили чай на Чапаевской, дом 180. Окно  выходило во двор, где размещалась помойка.  Из мусорного ящика вылез какой-то мужик с пакетом. Андрюша посмотрел внимательно и воскликнул:" Да это же Пузырек, т.е. живая фанфура. Давайте я его к вам позову. Он всю правду-матку расскажет про жизнь, как едят кошек, собак, пьют карасин".  Я чуть со стула не упал и запретил такие вольности со всей резкость.

   Тут мне вспомнился  1976 год. Я заканчивал  куйбышевскую  школу №6 имени Ломоносова. Публика училась там разная: были  центровые фарцовщики, ГРЭСовская шпана и еще отдельные личности.  Таким оригиналом выделялся семиклассник, одетый всегда  с иголочки, опрятный с манерами дореволюционного аристократа. Он был высок не по годам,  атлетически сложен, с тонкими длинными пальцами пианиста. Не смотря на разницу в возрасте, я иногда с ним на перемене беседовал. Паренек удивлял  глубиной  понимания  проблем и ярким острым языком. Хулиганы его не любили, но уважали за то, что не зубрилка,  а схватывает все налету.  Семиклассника звали Андрюша Елисеев. Папа работал инструктором обкома КПСС, а мама была из дворянок  с высшим образованием. Семья жила в престижном доме   в двухкомнатной квартире над магазином "Искусство" с большим балконом, выходящим на площадь Куйбышева. Мальчик  был как бы из элиты и подчеркивал это, потому одноклассники его сторонились. Учителя тоже относились к Андрюше настороженно, хотя в учебе он был лучшим. Все опасались его язвительности и умению поднять на смех.

  После школы я поступил в политехнический институт на инженерно-технологический факультет. В моей студенческой группе  оказались любители авторской песни. Помню Валера  Лукьянов, родом из Набережных Челнов,  исполнял смешные песни, где были такие слова:" Мы все в этой жизни туристы, только не знаем маршрут" или  "  Еще годик другой и не будет мужчин, будут брюки в музеях болтаться, сотни женщин придут, чтоб на них поглазеть и руками за них подержаться.."

Гораздо позже я узнал, что автором студенческих шлягеров был тот самый Андрюша Елисеев. После школы он поступил в плановый институт.

  Второе знакомство с Андреем Елисеевым произошло в июне 1995 года . Около Дома офицеров ко мне подошел высокий крепкий парень и представился   самарский шансонье Андрей Елисеев. мы, кажется, учились в одной школе.  Через час он сидел у меня в квартире  №6  на Чапаевской, дом 180 и играл на пианино свои шансонетки.  Из парня музыка лилась потоком,  длинные пальцы  носились по клавишам как сумасшедшие. Он играл,  пел, а потом, отпив  английского чая  марки "Пиквикский клуб", сказал, что встретил нас не случайно. В это время мы с Авдеевым уже больше года вели часовые еженедельные  передачи  от Русского культурного центра на Радио-7. Елисеев захотел также поучаствовать  своими песнями на этой площадке. Он показал толстую тетрадь со стихами и предложил мне написать на них музыку.  Дело пошло и появилось два альбома: "Самара- маленький Париж" и "Привет от Паниковского и гуся".  Записи делались у меня дома в мини студии с использованием гитары, пианино, синтезатора, а также пульта фирмы" Пионер".

   Наше творчество услышала певица оперного театра Марина Калашникова и загорелась их также исполнять.  Так появился цикл песен в исполнении  выдающейся самарской певицы Марины.    Помню пришел ко мне певец  гитарист Саша Лебедев и сказал, что запал по песне "Париж", а также "Чужие квартиры" и хочет их исполнять на своих концертах. Саша Лебедев как то позвонил и сказал, что песни имеют ошеломляющий успех  и даже иногда просят повторить на бис.

Зимой 1996 года для Елисеева наступили счастливые недели, так как главный редактор Людмила Сергеевна  Русановская поставила в план выступления  Елисеева   в нашу программу "Самарский дворик". За полчаса до начала трансляции у нас дома на Чапаевской появился Андрюша со своей женой Ольгой, учительницей русского языка и литературы в школе.  Мы слушали часовой концерт на FM  диапазоне, где звучал голос шансонье под его же аккомпанемент на пианино.   Вскоре мне позвонила редактор  передачи"Соло для семьи" областного радио и предложила включить несколько песен в свои программы. Там прозвучали шлягеры  в исполнении Марины Калашниковой "Русалочка" и "Англетер", посвященная Есенину.

Помню пришел Елисеев  с чешской  лимонной водкой 35 градусов и сказал:"Пойду работать бухгалтером по специальности, возьму бабло и уж тогда начну раскрутку".     В каких только частных компаниях Андрюша не работал: и в фирме по продаже  КАМазов и верблюжьих одеял, и в детской картинной галерее и еще бог знает где. Деньги его не любили и убегали из-под пальцев как тараканы. Время от времени на моей студии он записывал свои новые шлягеры, оригинальные и жизненные.

  Жизнь Андрея Елисеева промчалась, как волжская волна: ударила о берег, рассыпалась и откатилась  назад. А что осталось:  Елисеевский  нарисованный город, который можно посетить, послушав его шансонетки. Шансонье покинул этот мир 23 июля 2020года в больнице Середавина.