"Нарисованный город Андрея Елисеева"
https://yadi.sk/d/W4MxmAl7Up6GhQ?w=1
Нарисованный город Андрея Елисеева
Живет теперь Самара без Андрея Елисеева. Шансонье оставил горожанам свое творчество в виде песен и стихов. Андрей всегда говорил, что все его творчество - это один большой музыкально-поэтический альбом "Нарисованный город". И, действительно, самарский поэт и певец придумал собственный город, который он изобразил на бумаге. Там он показал улицы со своими названиями, дома, в которых любил встречаться с приятелями. Это был только его город и жил там Андрюша со своим одиночеством. Все остальное казалось ему театральным реквизитом, в который Андрей записывал своих друзей, знакомых и случайных прохожих.
Елисеев часто с печалью вздыхал, мол, уходят личности самарские, а остаются "пончики", которые курят на балкончике. Он сам в своем воображении создавал личности, хотя они, возможно таковыми и являлись. Андрей ценил поэта Михаила Авдеева и часто оставался у него до утра в знаменитой квартире, что располагалась на Молодогвардейской в Шанхае на восьмом этаже. Авдеев кидал экспромты типа "Я- поэт, ты- шансонье, все встречаемся на Дне". Обитателем "нарисованного города" стал также бас баритон Сергей Пинигин, известный тем, что с красным дипломом закончил Саратовскую консерваторию и часто пел у самарских памятников по вечерам.
Другим духовным гуру Андрей Викторович считал знаменитого диссидента и организатора первой неформальной демонстрации 1 апреля 1976 года Владислава Бебко. Гражданином собственного города Елисеев считал самарского краеведа Степана Смирнова. С ним шансонье познакомился в начале 90-х годов на курсах любителей истории края при госуниверситете. Они вдвоем исходили все окраины Самары, лазили по оврагам и закоулкам в поисках старины и местных традиций. Степана знали как специалиста по истории всех старых домов в центре. Он безошибочно повествовал о том какой купец заказал особняк, кто из архитекторов и когда его построил. Это объединяло двух творческих личностей. Интерес шансонье проявлял к Валерию Павлюкевичу, которого оценивал примерно так:" Да это же настоящий черный человек из стихотворения Сергея Есенина, такой черный, что даже днем становится темно".
Елисеев любил не только пивное Дно на Ульяновском спуске, но и человеческое. Андрей считал, что там настоящая народная русская суть, очищенная от конформизма, карьеризма и интеллигентской напыщенности. Его можно было встретить на улице с каким-нибудь босоногим бомжем. Помню мы пили чай на Чапаевской, дом 180. Окно выходило во двор, где размещалась помойка. Из мусорного ящика вылез какой-то мужик с пакетом. Андрюша посмотрел внимательно и воскликнул:" Да это же Пузырек, т.е. живая фанфура. Давайте я его к вам позову. Он всю правду-матку расскажет про жизнь, как едят кошек, собак, пьют карасин". Я чуть со стула не упал и запретил такие вольности со всей резкость.
Тут мне вспомнился 1976 год. Я заканчивал куйбышевскую школу №6 имени Ломоносова. Публика училась там разная: были центровые фарцовщики, ГРЭСовская шпана и еще отдельные личности. Таким оригиналом выделялся семиклассник, одетый всегда с иголочки, опрятный с манерами дореволюционного аристократа. Он был высок не по годам, атлетически сложен, с тонкими длинными пальцами пианиста. Не смотря на разницу в возрасте, я иногда с ним на перемене беседовал. Паренек удивлял глубиной понимания проблем и ярким острым языком. Хулиганы его не любили, но уважали за то, что не зубрилка, а схватывает все налету. Семиклассника звали Андрюша Елисеев. Папа работал инструктором обкома КПСС, а мама была из дворянок с высшим образованием. Семья жила в престижном доме в двухкомнатной квартире над магазином "Искусство" с большим балконом, выходящим на площадь Куйбышева. Мальчик был как бы из элиты и подчеркивал это, потому одноклассники его сторонились. Учителя тоже относились к Андрюше настороженно, хотя в учебе он был лучшим. Все опасались его язвительности и умению поднять на смех.
После школы я поступил в политехнический институт на инженерно-технологический факультет. В моей студенческой группе оказались любители авторской песни. Помню Валера Лукьянов, родом из Набережных Челнов, исполнял смешные песни, где были такие слова:" Мы все в этой жизни туристы, только не знаем маршрут" или " Еще годик другой и не будет мужчин, будут брюки в музеях болтаться, сотни женщин придут, чтоб на них поглазеть и руками за них подержаться.."
Гораздо позже я узнал, что автором студенческих шлягеров был тот самый Андрюша Елисеев. После школы он поступил в плановый институт.
Второе знакомство с Андреем Елисеевым произошло в июне 1995 года . Около Дома офицеров ко мне подошел высокий крепкий парень и представился самарский шансонье Андрей Елисеев. мы, кажется, учились в одной школе. Через час он сидел у меня в квартире №6 на Чапаевской, дом 180 и играл на пианино свои шансонетки. Из парня музыка лилась потоком, длинные пальцы носились по клавишам как сумасшедшие. Он играл, пел, а потом, отпив английского чая марки "Пиквикский клуб", сказал, что встретил нас не случайно. В это время мы с Авдеевым уже больше года вели часовые еженедельные передачи от Русского культурного центра на Радио-7. Елисеев захотел также поучаствовать своими песнями на этой площадке. Он показал толстую тетрадь со стихами и предложил мне написать на них музыку. Дело пошло и появилось два альбома: "Самара- маленький Париж" и "Привет от Паниковского и гуся". Записи делались у меня дома в мини студии с использованием гитары, пианино, синтезатора, а также пульта фирмы" Пионер".
Наше творчество услышала певица оперного театра Марина Калашникова и загорелась их также исполнять. Так появился цикл песен в исполнении выдающейся самарской певицы Марины. Помню пришел ко мне певец гитарист Саша Лебедев и сказал, что запал по песне "Париж", а также "Чужие квартиры" и хочет их исполнять на своих концертах. Саша Лебедев как то позвонил и сказал, что песни имеют ошеломляющий успех и даже иногда просят повторить на бис.
Зимой 1996 года для Елисеева наступили счастливые недели, так как главный редактор Людмила Сергеевна Русановская поставила в план выступления Елисеева в нашу программу "Самарский дворик". За полчаса до начала трансляции у нас дома на Чапаевской появился Андрюша со своей женой Ольгой, учительницей русского языка и литературы в школе. Мы слушали часовой концерт на FM диапазоне, где звучал голос шансонье под его же аккомпанемент на пианино. Вскоре мне позвонила редактор передачи"Соло для семьи" областного радио и предложила включить несколько песен в свои программы. Там прозвучали шлягеры в исполнении Марины Калашниковой "Русалочка" и "Англетер", посвященная Есенину.
Помню пришел Елисеев с чешской лимонной водкой 35 градусов и сказал:"Пойду работать бухгалтером по специальности, возьму бабло и уж тогда начну раскрутку". В каких только частных компаниях Андрюша не работал: и в фирме по продаже КАМазов и верблюжьих одеял, и в детской картинной галерее и еще бог знает где. Деньги его не любили и убегали из-под пальцев как тараканы. Время от времени на моей студии он записывал свои новые шлягеры, оригинальные и жизненные.
Жизнь Андрея Елисеева промчалась, как волжская волна: ударила о берег, рассыпалась и откатилась назад. А что осталось: Елисеевский нарисованный город, который можно посетить, послушав его шансонетки. Шансонье покинул этот мир 23 июля 2020года в больнице Середавина.