Выездное заседание комиссии Общественной палаты России состоялось в студии ГТРК "Самара"
«Виртуальная реальность или реальная действительность? Как меняется наша жизнь в эпоху цифровизации»
Фото: tvsamara.ru/Евгения Гаврилкова
На площадке ГТРК "Самара" 22 декабря прошло выездное заседание комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты России. Эксперты говорили о том, как меняется жизнь человечества в онлайн-эпоху.
«Виртуальная реальность или реальная действительность? Как меняется наша жизнь в эпоху цифровизации». Именно так звучала тема. Центром проведения заседания была выбрана студия ГТРК «Самара». По мнению членов ОП РФ она первая и единственная в Приволжском федеральном округе, ставшая полностью конвергентной. Председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты, заместитель генерального директора - руководитель регионального департамента ВГТРК, член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей России, член Евразийской академии телевидения и радио Рифат Сабитов, открывая дискуссию, заявил, что ГТРК «Самара» по праву входит в десятку лучших компаний страны, поскольку сотрудники грамотно и правильно подают исключительно достоверную информацию. Причем, это касается и телевидения, и радио, и социальных сетей, и сайта. А технические возможности телерадиокомпании позволяют мгновенно информировать аудиторию, причем не только Самарской области, но и других регионов страны.
«Все традиционные СМИ уже работают в киберпространстве, и мы сегодня находимся в конвергентной студии, где скорость передачи информации почти равна скорости света», — подчеркнул Рифат Сабитов.
Однако новые возможности в современном мире – это не только благо. Они накладывают на журналистов серьёзные обязательства.
«Телевидение и радио – это не способ доставки сигнала, это, в первую очередь, контент. Интеграция в киберпространство дает нам безграничные возможности для распространения контента. Эти возможности обрели современные телевидение и радио, а, значит – и наша аудитория. Но мы должны защищать своих зрителей, слушателей, читателей и пользователей от недостоверной, опасной и даже преступной информации, поэтому появляются новые законы, регулирующие деятельности СМИ в интернете», — уверена директор ГТРК «Самара», председатель комитета по культуре, спорту, молодежной политике и туризму Самарской Губернской Думы Елена Крылова.
Интернет – это возможность каждого жителя планеты в любое время быть там, где хочется, читать то, что желается, знать то, что необходимо. Но каждое «движение» в киберпространстве оставляет цифровые следы.
«Сегодня все мы оставляем цифровые следы, и нам надо быть крайне аккуратными и чистоплотными, чтобы не оставлять «грязные следы» в информационном пространстве. Как гласит известная поговорка: «Что написано пером — не вырубишь топором». Это про нас сегодня», - считает член Общественной палаты Самарской области, член комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций ОП РФ Павел Покровский.
Еще один важный аспект, о котором говорили эксперты, - огромное количество информации в сети. Как отличить правду от вымысла? Кому и чему верить? Вопросы отнюдь не праздные. В ходе дискуссии участники дали ряд рекомендаций по разумному поведению современного человека в информационном пространстве. Первый - каждый должен осознавать, что достоверные сведения нужно черпать у официальных СМИ.
«Важно руководствоваться здравым смыслом. Интернет — это всего лишь технологический способ доставки информации, высокоэффективная система молниеносного распространения слухов. Большинство блогеров никакой правды не говорит, потому что она им просто неизвестна. Сидят на диване у себя дома и распространяют слухи от других таких же блогеров», — такое мнение высказал российский блогер, писатель, публицист, член ОП РФ Дмитрий Пучков, известный аудитории под псевдонимом Гоблин.
Фото: tvsamara.ru/Евгения Гаврилкова
Дмитрий Пучков добавил, что сегодня от фейков людей мог бы спасать "информационный спецназ". Это журналисты, прибывающие, например, к месту совершения какого-либо ЧП, собирающие комментарии из официальных источников и оперативно выдающие информацию в эфир или в сеть. При этом современная реальность требует от репортёров новых навыков, но и о прежних принципах работы забывать нельзя.
«Появление новых технологий и способов коммуникации требует, соответственно, появления и новых компетенций у молодых журналистов. Они должны уметь не только работать с информацией, но и снимать, монтировать, пользоваться интернетом и социальными сетями. Но, несмотря на то, что журналистика шагнула далеко вперед, основные принципы не изменились: эрудиция, моральные и нравственные качества в нашем сообществе остаются константными», — озвучила свои наблюдения Директор ГТРК «Пенза», член комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Ольга Чубарь.
Фото: tvsamara.ru/Евгения Гаврилкова
Россиянам важно узнавать о том, что действительно интересно и нужно. Сегодня каждый пользователь может выбрать тот пул тем, которые любопытны и значимы конкретно для него. А остальные пустить через «фильтр», считает заместитель главного редактора мультимедийного информационного центра «Известия», член Общественной палаты РФ Никита Анисимов.
«Мы должны больше давать позитивного, проверенного контента, того, что соответствует запросу аудитории, в первую очередь — молодежи. Один из инструментов распространения контента среди подрастающего поколения – мобильные приложения, позволяющие формировать собственное инфополе, выбирать новости, соответствующие интересам каждого пользователя», — заявил журналист.
Фото: tvsamara.ru/Евгения Гаврилкова
Но не только молодежь сегодня является пользователями социальных сетей. Люди самых разных возрастов охотно заходят на страницы «ВКонтакте», в «Одноклассниках», читают сообщения в telegram. И там нет «фильтров», разнообразная информация, в том числе и намеренно фейковая, льется рекой. Способна ли Россия выстоять в этой информационной войне?
«Продукт средств массовой информации в России — это общественное спокойствие, общественный баланс, общественное единство. Это дороже любых танков, брони и ракет. Если мы потеряем наше единство — все оружие станет бессмысленным. Пока оно у нас есть – мы побеждаем и будем побеждать в любой информационной войне», — подчеркнул советский и российский журналист, телеведущий, генеральный директор Международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев.
Фото: tvsamara.ru/Евгения Гаврилкова
«И законодатели, и медиапространство, и вообще гражданское общество сегодня на пути к созданию тех систем, которые будут защищать людей от фейков, от клеветы, всего того, что является негативным с пришедшим Интернетом явлением в жизни человека. И я думаю, что путь этот небыстрый. Однако то, что сегодня Общественная палата Российской Федерации уделяет такое большое значение разработке законодательной базы и неких канонов, по которым профессиональное и непрофессиональное сообщество будет существовать в этом глобальном пространстве, говорит о том, что все будет создано так, как того запрашивает жизнь», - уверена директор ГТРК «Самара» Елена Крылова.
Подводя итоги дискуссии, Рифат Сабитов подчеркнул: все вопросы, которые обсуждались в студии ГТРК «Самара», должны приводить к законодательным инициативам. И этим займется Общественная палата России. Также председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций оп РФ призвал всех пользоваться лишь отечественными площадками, среди которых, например, платформа «Смотрим», а также напомнил, что за любую ложную информацию в социальных сетях сегодня предусмотрена ответственность, как административная, так и уголовная.
Этим важным для всего медиасообщества событием – выездным заседанием Общественной палаты Российской Федерации - ГТРК «Самара» начинает новый проект «Открытая студия». На площадке телерадиокомпании будут собираться эксперты, которые станут обсуждать социально значимые вопросы со зрителями, слушателями, читателями и пользователями социальных сетей. Новый проект развернется во всю мощь в 2024 году, чтобы стать ближе к аудитории.