суббота, 6 декабря

3 шага к святости: как проходит канонизация в Русской православной церкви

Как признают святость и сохраняют память

2131

Фото: tvsamara.ru/Анастасия Темникова

В программе «Культ Просвет» на ресурсах ГТРК специальные гости: Протоиерей Максим Кокорев, ректор Самарской духовной семинарии, кандидат теологии и Елена Деева, кандидат философских наук, доцент Самарской духовной семинарии, древлехранитель Самарской епархии.

Поводом для разговора стал важный церковный и исторический контекст. В Самаре в июне прошёл масштабный православный крестный ход, в рамках которого были привезены мощи святителя Тихона — патриарха, имя которого символизирует эпоху великих потрясений и духовной стойкости. 2025 год — столетие со дня его кончины. Однако это не единственный юбилей.

«Ровно 25 лет назад, в августе 2000 года, состоялся юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви, на котором была проведена масштабная канонизация новомучеников и исповедников российских», — напоминает протоиерей Максим Кокорев.

Эта дата вошла в историю как поворотный момент: Церковь открыто признала подвиг тех, кто пострадал за веру в XX веке. Речь — о тысячах людей, которые прошли через лагеря, пытки, допросы и казни, но сохранили верность христианскому свидетельству.

Что такое канонизация: формальность или признание?

Канонизация — это не моментальная церемония, не жест внешнего почтения. Это длительный, многолетний процесс, основанный на сборе свидетельств, изучении жизни, проявлений почитания и, как правило, чудес.

«Важно понимать, что канонизация как формальный акт не определяет границы святости, — подчёркивает Елена Деева. — Это лишь признание тех, в чьей жизни церковное сознание находит достаточные основания для свидетельства: да, перед нами святой человек».

Церковь всегда делает это с большой осторожностью. Не каждый уважаемый или трагически погибший человек может быть прославлен. Для канонизации необходимы три ключевых фактора:

  1. Свидетельство святой жизни;
  2. Народное почитание;
  3. Засвидетельствованные чудеса, происходящие по молитвам к этому человеку.

Исповедники XX века: испытание временем и архивами

Особое внимание в разговоре уделено теме новомучеников — тех, кто пострадал за веру в советское время. Казалось бы, критерий прост: репрессирован за религиозные убеждения. Однако реальность сложнее.

«Были ситуации, когда человек не только принимал страдания, но и под давлением оговаривал других. Это серьёзный вопрос, — объясняет отец Максим. — Канонизация требует глубокой оценки: насколько человек сохранил духовное достоинство, насколько был верен Христу даже перед лицом смерти».

Некоторые фигуры, как, например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), прошли весь путь испытаний с достоинством и без компромиссов. В других случаях — Церковь вынуждена приостанавливать канонизацию, если открываются нестыковки или новые архивные данные.
Так, в 2013 году были временно изъяты из числа прославленных несколько десятков человек — до выяснения обстоятельств.

Канонизация — не венец, а ответственность

В конце разговора протоиерей Максим подчёркивает: «Канонизация — это не просто признание, это также и вызов. И к науке, и к вере, и к памяти. Мы не просто отмечаем подвиги прошлого — мы продолжаем отвечать на их зов».

Разговор в студии — не о чьей-то персональной святости. Это — размышление о границах истины, глубине церковной традиции и том, как сохранить достоинство памяти в эпоху цифровых потоков и исторической амнезии.

Ещё по теме

Читайте также