Человек-танк или циклотанкетка: в Самаре рассекретили разработки военных инженеров
Архивные документы раскрыли невероятные проекты бронетехники

Фото: Журнал "Самарский архивист"
В фондах Российского государственного архива обнаружились уникальные документы, проливающие свет на необычные изобретения советских инженеров и самоучек времён Великой Отечественной войны. Эти проекты, которые тогда оставались лишь на бумаге, сегодня читаются как главы из фантастического романа о бронетехнике будущего.
Один из таких проектов — «Артиллерийский танк-наблюдатель», созданный военным инженером 1-го ранга Ф.И. Кожиным. Заявка на изобретение была подана в июне 1942 года прямо с передовой.
«Я предлагаю использовать устаревшие танки в качестве подвижных пунктов наблюдения. На них можно установить телескопическую стереотрубу длиной 8–10 метров — это даст бойцам возможность вести наблюдение, оставаясь в укрытии», — писал изобретатель Кожин в объяснительной записке к проекту.
Конструкция должна была дать артиллеристам невидимое преимущество — возможность вести прицельный огонь, оставаясь вне зоны прямой видимости врага. При этом сам танк служил бы не атакующим, а глазами батареи, оставаясь защищённым от пуль и осколков.
А ближе к завершению войны из Восточной Пруссии в отдел изобретений НКО поступила другая невероятная идея — «Саперно-пехотный танк», автором которой стал капитан связи Н.Д. Комляков.
«Моя машина предназначена для разминирования, прорыва проволочных заграждений, подрыва дотов и дзотов, а также внезапных атак», — писал Комляков, - Такой танк может быть массово использован в крупных операциях как малозаметная огневая точка и мобильный наблюдательный пункт».
Проект предусматривал использование лёгких бронированных машин в качестве универсальных штурмовых единиц, способных проникать вглубь вражеской обороны.
Фото: Журнал "Самарский архивист"
Но ещё более смелые идеи рождались задолго до войны. Например, в 1935 году красногвардеец Н.П. Зотов предложил создать циклотанкетку — лёгкую боевую машину, способную ездить по суше, воде и снегу. Автор читал труды военных стратегов Европы и США, внимательно следил за механизацией зарубежных армий и хотел дать ответ на это технологическое давление.
«Я пришёл к мысли создать машину, которая была бы проста, лёгка, быстроходна и пригодна для эксплуатации в любых условиях. Сборка не должна занимать более 2–3 минут», — писал Зотов в заявлении.
Он приложил чертёж и детальное описание, по которому машину можно было собрать «буквально в поле».
Все эти проекты объединяет одно — стремление граждан, будь то профессиональные инженеры или самоучки, внести вклад в обороноспособность страны, даже в условиях тотального дефицита ресурсов и времени.
«На фоне стремительно меняющейся международной обстановки конца 1920-х — 1930-х годов, когда весь мир шёл к войне, наши люди стремились к инновациям, чтобы не отставать от вероятного противника», — отмечается в материалах журнала «Самарский архивист», опирающегося на документы Российского государственного архива в г. Самаре.