Интонационный реализм Александра Сергеевича Даргомыжского
Чухонские фантазии основоположника русской классической школы
Фото: tvsamara.ru/Серебрякова
Российский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Даргомыж Белевского уезда, Тульской губернии.
Он получил разностороннее домашнее образование, в том числе и музыкальное. Под влиянием знакомства с М.И. Глинкой, которое состоялось в 1835 году, избрал путь композитора. Уже ранние произведения Даргомыжского свидетельствуют о самобытном претворении им традиций Глинки.
Даргомыжский наряду с Глинкой — основоположник русской классической школы. Его центральное произведение — опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра, народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства («Русалка», ряд романсов). Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Его инструментальные произведения (пьесы для оркестра «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия») уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые приёмы, развитые впоследствии русскими композиторами.
В своём творчестве Даргомыжский основывался на методе так называемого интонационного реализма. Его девизом было:
Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды .
Созданию конкретного индивидуального образа служило воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Наиболее радикально осуществлен этот принцип в опере «Каменный гость», которая почти полностью основана на мелодизированном речитативе. В опере решена и другая новаторская задача: музыка написана на неизмененный текст литературного произведения.
Даргомыжский наметил новые пути в оперном и камерно – вокальном жанрах. Помимо сочинения музыки он занимался и музыкально-общественной деятельностью. В 1859 году Даргомыжский был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием «Могучая кучка», а также участвовал в работе сатирического журнала «Искра». Умер Александр Сергеевич Даргомыжский (5) 17 января 1869 года в Петербурге, где и был похоронен на Тихвинском кладбище, в Некрополе мастеров искусств.