суббота, 5 октября

«Избежишь вечной муки»: самарские староверы рассказали, как спастись от страшных болезней

Рассказ о том, как старообрядцы в XXI веке сохраняют традиции

11430

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Удивительным явлением русской жизни называл старообрядчество академик Дмитрий Лихачёв, отмечая при этом, что своим упорством, своей приверженностью к старой вере старообрядцы сохранили древнюю русскую культуру: древнюю письменность, древние книги, древнее чтение, обряды древние.

Значение и важность памятников культуры старообрядчества сегодня трудно переоценить. История не раз показывала и доказывала нам, как непросто сберечь бесценную рукопись, сохранить её для потомков.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Единственный в Самарской области первопечатный «Апостол» Ивана Фёдорова - жемчужина коллекции книжных памятников XVI века Самарской старообрядческой общины Древлеправославной Поморской Церкви.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

«Христиане-староверы всегда знали, ценили и любили книгу, – отметил в интервью ГТРК «Самара» председатель Совета Самарской Поморской общины Павел Половинкин - Переселенцы из Сибири, из каких-то мест поселения брали с собой не какое-то богатство, скарб, а везли книги и иконы».

Самарская старообрядческая поморская община имеет богатую историю и крепкие традиции. Название «поморская» в Самаре, впрочем, как и в других регионах страны она носит в память об одноимённом центре старообрядчества. После раскола церкви в середине XVII века в России начались массовые гонения на последователей старой веры. Скрываясь от преследований, часть из них поселилась на русском севере. В частности, на реке Выг. Местность так и называлась - Поморье.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Духовные и культурные ценности передавались из поколения в поколение и сохранялись даже в самые сложные и трагические для староверов времена. Наследие и память хранит одна из достопримечательностей старой Самары – храм во славу Казанской Иконы Пресвятой Богородицы. Историческое здание на улице Льва Толстого,17. Памятник архитектуры XIX века со своей судьбой, много повидавший на своём веку.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Рассказывает председатель Совета Самарской Поморской общины Павел Половинкин:

«Этот храм построен в 1878 году. При нём была богадельня. Старообрядческие храмы в то время было принято называть молитвенными домами. В документах иногда упоминается, что это «Любимовская моленная» по имени самарского купца второй гильдии Федора Михайловича Любимова. В 1929 году храм был отобран у верующих. Когда нам это здание вернули в 1993 году, местные жители говорили, что здесь до самой смерти проживали две дочки купца Любимова - Павла Фёдоровна и Александра Фёдоровна. Их уплотнили, они жили при богадельне и даже занимались воспитанием верующих».

30 лет назад начался новый этап в жизни и деятельности Самарской старообрядческой поморской общины. Верующие добились возвращения церкви. Началась большая работа по благоустройству церкви, собирались документы, иконы, книги, предметы быта, фотографии.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

В наши дни в крестильне Самарской старообрядческой общины Древлеправославной Поморской церкви создаётся новый иконостас. По словам Павла Половинкина, это масштабный проект, аналогов которому нет. Самарские староверы продолжает древнюю традицию вечного поминовения благотворителей.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

«Планируется, что их будет около 400. Это так называемый иконописный месяцеслов или календарь. Здесь иконы на каждый день. Иконы пишут старообрядцы из Йошкар-Олы, Санкт-Петербурга, Саратова, Великого Новгорода, Беларуси и других городов и стран. На каждой иконе на обороте стоит вкладная запись и написано на чьи пожертвования и от имени кого она написана для нашего храма», - объясняет Павел Половинкин.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Наглядным пособием, рассказывающим жизни и быте самарских староверов, является экспозиция музея Самарской поморской общины. Выставочное пространство разделено на несколько тематических разделов. В атмосферу прошлого погружаешься сразу при входе. Помещение небольшого коридора или прихожей Павел Половинкин называет «дорогой в музей». Это этнографическая экспозиция, где представлены, предметы быта, орудия труда, кухонная утварь, которыми пользовались наши предки. Причём не только в старообрядческой среде.

Фото:tvsamara.ru/Нина Некрасова 

Центральный зал музея посвящён жизни и деятельности протопопа Аввакума - главного подвижника Старой Веры, погибшего за неё. Выставочное пространство было оформлено 2 года назад к 400-летию крупнейшего деятеля старообрядчества.

Фото:tvsamara.ru/Нина Некрасова

Образ сподвижницы протопопа Аввакума - верховной дворцовой боярыни Морозовой - посетители видят ещё при входе в музей. На фасаде здания размещена репродукция знаменитой картины Василия Сурикова. В этом году отмечается 175-летие со дня рождения художника, несколько раз посещавшего Самарскую губернию. Картина «Боярыня Морозова» по праву считается одной из главных работ живописца.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Если внимательно рассмотреть картину Василия Сурикова, то на запястье у боярыни Морозовой и у странника справа можно заметь один и тот же предмет. Такую вещь можно увидеть и в музее самарской старообрядческой поморской общины. Это лестовка или лествица.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Рассказывает Павел Половинкин:

«Происходит от слова «лестница». Это старообрядческий аналог чёток. Здесь заложено очень много смысла. Треугольнички – четыре евангелиста, вокруг обшивка – это евангельское учение, внутри семь бусинок или узелочков, которые говорят о семи церковных таинствах. Всего 103 ступеньки. Они разделены на участки: 12- 12 апостолов, 33 – 33 года Христа, 17- 17 пророчеств о Христе, 9- 9 чинов ангельских и 38 – 38 недель и два дня Богородица носила во чреве Христа».

Жизненный уклад староверов практически не менялся. В комнате, иллюстрирующей жизнь и быт самарских старообрядцев, всё просто, основательно и практично.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Самовар, рядом блюдце и на нём перевёрнутая чашка. Всё неслучайно. Это старообрядческая традиция о непокровенных сосудах.

«Вся посуда должна быть или перевёрнута или покрыта. Чтобы бесы там не омывали свою скверну, и поменьше заразы распространялось среди людей. Эта традиция в своё время вызывала много насмешек: «мол, они из своей посуды не дадут даже поесть, попить». Но в последнее время мы поняли, что это хорошая и правильная традиция. В среде староверов не распространялась зараза, потому что у них была личная посуда, личное полотенце. Благодаря староверам в 1871 году в Москве была побеждена чума. Когда трупы и больные лежали просто на улице, именно староверы не побоялись. Объявили карантин, создали кладбище и богадельный дом для тех, кто остался одиноким в это страшное время. В то время в среде московских староверов появилась такая поговорка: «не пожимай руки - избежишь вечной муки» - рассказывает председатель Поволжского Совета Поморских общин  Павел Половинкин.

Ещё один зал музея посвящён самарским старообрядческим храмам. К сожалению, многие из них были разрушены, и сегодня представить, как они выглядели, можно только глядя на фотографии, архивные документы, чертежи. В музее висит карта Самары 1910 года, на ней условными знаками отмечены улицы, на которых эти церкви были расположены.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Времена меняются, но и сегодня самарские старообрядцы поморской общины свято чтят память о предках и сохраняют традиции.

Читайте также о самобытной "тропе здоровья" в Самарской области и уникальном сельчанине её создавшем.

Ещё по теме

Читайте также