Появились редкие фотографии Безымянки 40–50-х годов ХХ века
История развития крупного района Самары
Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
В 1940-х годах Безымянка, рабочий район Куйбышева, была настолько самодостаточной, что её предлагали сделать отдельным городом и даже переименовать в Жигулевск. как рос и развивался этот легендарный район рассказал начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории Евгений Малинкин для 63.ру.
История Безымянки
Безымянка начала свою историю в начале XX века, когда на Самаро-Златоустовской железной дороге появился одноимённый разъезд. В 1912 году здесь открылся Самарский железнодорожно-ремонтный завод, который позже стал Куйбышевским заводом запасных частей. В 1930-е годы в районе построили первые многоквартирные дома, а перед войной, в 1939-1940 годах, здесь были заложены Безымянская ТЭЦ и предприятия наркомата авиационной промышленности.

Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Война и послевоенное строительство
Во время Великой Отечественной войны Безымянка продолжала развиваться: на городскую окраину эвакуировали оборонные заводы. Вместе с оборудованием в Куйбышев приехали и семьи рабочих. Здесь строились жилые дома, школы, детские сады, больницы и другие важные объекты. Один из символов района, улица Победы, уже в 1941-1942 годах получила свои первые школы, магазины и медицинские учреждения. Позже район начали застраивать «сталинками», что сделало его фактически городом в городе.
Жизнь рабочих
Рабочие моторостроительных, авиационных заводов № 1 и № 18 жили в основном в общежитиях, коммуналках или даже в землянках на Безымянке. Начальство заводов предпочитало жить в центральной части Куйбышева.

Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Транспортное сообщение
Первоначально транспортное сообщение между «большим Куйбышевым» и Безымянкой было слабым. Однако со временем появились новые трамвайные и троллейбусные линии, а в 1944 году — электрифицированная железнодорожная линия «Куйбышев — Безымянка». Также существовал проект строительства метрополитена, но он так и не был реализован.
«Был даже проект создания метрополитена — в 40-х годах Куйбышеве находились эвакуированные из Москвы специалисты „Метростроя“. Но задумка так и не была реализована. Метро пришло на Безымянку только спустя несколько десятилетий, в 80-х», — объясняет Евгений Малинкин.

Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Безымянка как отдельный город
Руководство области настолько было впечатлено развитием Безымянки, что даже направило Сталину предложение сделать её отдельным городом и назвать Жигулевском.
«В документе глава области просил сделать из этого рабочего района с 35-ю предприятиями отдельный город и назвать Жигулевском», — рассказывает архивист.
Однако этот проект не был одобрен Москвой.

Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории

Фото: Самарский областной государственный архив социально-политической истории
Сегодня Безымянка остаётся одним из крупных районов Самары, который продолжает развиваться и писать свою историю.









