воскресенье, 13 октября

Купчиха, лишенка, химичка: три жизни самарской героини Пушкина

Жизнь человека эпохи модерна в советских реалиях

2639

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

«На роду написано». Известный фразеологизм, пожалуй, лучше всего определяет жизни и судьбы людей, которых после 1917 года в советской России стали называть «бывшими». К этой категории большевики относили так называемые буржуазные слои населения: купцов, дворян, духовенство, офицерство и интеллигенцию в основе своей.

Более 10 миллионов человек, имеющих особое происхождение и уровень образования. В кардинально изменившейся стране им пришлось радикально переосмыслить свое место в мире, приспосабливаться к новым обстоятельствам и как-то при этом пытаться сохранить память о предках, о прошлой жизни. О непростой истории людей, представителей разных династий повествует выставка «Бывшие» в Музее Модерна.

Основной экспозиции стал архив Ольги Лариной, находящийся в фонде музея им. Алабина. В 2017 году дальняя родственница Ольги Дмитриевны передала на хранение её дневники, документы, фотографии, семейные реликвии. Ольга Ларина родилась в 1917 году и называла себя ребенком революции и ребенком НЭПа. Ольга Дмитриевна была купеческой дочкой, её предки были самарскими мукомолами, по линии матери Антонины Васильевны Карповой родственниками легендарным купцам Шихобаловым. Всю долгую и сложную жизнь Ольга Дмитриевна Ларина хранила сундук с приданым своей матери.

 Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

В сундуке, вместе с постельным бельем и вышивкой ручной работы, сотрудники музея нашли поистине уникальные вещи, которые очень непросто сохранить — детские платья Ольги Дмитриевны и родильную рубашку её матери Антонины Васильевны Карповой.

«Антонина Карпова (они с мужем поженились в 1910-м году) планировала, что у них будет большая семья, у них будет много детей, и она из этой родильной рубашки не будет вылезать. Но судьба распорядилась иначе. У них родилась только Ольга», - отмечает в интервью ГТРК «Самара» заведующая Музеем Модерна Ирина Свиридова.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

«Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан…» Ольге Дмитриевне Лариной льстило, она гордилась тем, что является полной тезкой героини романа «Евгений Онегин» Пушкина.

 Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Хотя определение «беспечна», данное великим русским поэтом, к самарской Ольге Лариной вряд ли подойдёт..

«Ольга Дмитриевна не смогла получить образование ни в Москве, ни в Самаре. В 20-е гг. они получили статус «лишенцев» и уехали в Узбекистан. Там она поступила на химический факультет, отучилась, вернулась в Москву, защитила диссертацию, стала ученым, вела научную деятельность, у нее есть несколько изобретений. Отец её (купеческий сын) стал строителем, работал на стройках в Узбекистане, строил Дом промышленности», - рассказывает Ирина Свиридова.

Долгие годы Ольга Дмитриевна Ларина прожила в Москве в коммунальной квартире.

Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова

Судьба её схожа с жизненным путём другой самарской купеческой дочки, некогда хозяйкой роскошного особняка в стиле модерн, Александрой Курлиной.

Фото:  tvsamara.ru/Нина Некрасова

После революции Александра Павловна тоже уехала в столицу, жила в коммунальной квартире, умерла на 83 году жизни и была похоронена на Востряковском кладбище. Это всё, что на данный момент удалось узнать об Александре Курлиной сотрудникам Музея Модерна. Чем она занималась, где работала, пока неизвестно. Однако самарские историки не теряют надежды, поиски информации о жизни и деятельности Александры Курлиной после революции 1917 года продолжаются.

Ещё по теме

Читайте также