Как Самара научилась слышать орнамент – история необычной музыки
Музыка без нот, мышление без шаблонов
Фото: tvsamara.ru
День орнаментальной музыки – повод редкий и, как выясняется, неслучайный для Самары.
Орнаментальная музыка – это не самостоятельная мелодия, а система мелодических украшений, короткие пассажи, вибрато, триоли, арпеджио, которые не несут основную тему, но меняют её восприятие. Подобные приёмы можно услышать у Моцарта, в партитурах Вивальди, в барочной традиции в целом.
В Самаре, городе с архитектурой модерна, где фасады говорят завитками, линиями и растительными формами, эта логика неожиданно оказывается узнаваемой.
Гостем студии ГТРК стал Владимир Резников – поэт, музыкант, композитор, художник. Человек, которого трудно зафиксировать в одном определении.
«Я занимаюсь аналитикой, – говорит Владимир Резников. – Анализирую процессы, которые происходят в мире, и уже потом перевожу это в музыку, текст или изображение».
Под аналитикой он понимает не сухую работу с цифрами, а попытку увидеть связи между явлениями – культурными, историческими, цивилизационными.
Инженерное детство и музыкальный слух
Резников родился в Куйбышеве, в посёлке Управленческий – месте, где вся среда была связана с авиацией и космосом. Его отец – заслуженный конструктор, работавший с Королёвым и Кузнецовым.
«Экспериментальный подход к жизни, думаю, пришёл оттуда, – рассказывает Владимир Резников. – Сначала это был аэрокосмический факультет, потом – интерес к тому, почему меняются системы, общества, государства».
Музыка появилась не в детстве и не через классическое образование.
«От музыкальной грамоты я отказался, – признаётся Резников. – Просто взял гитару, ударил по струнам и стал слушать, что происходит».
Гитара появилась уже в студенческие годы, в середине 1980-х. Сначала долгие часы прослушивания пластинок, затем собственные звуковые комбинации. Так сложилась персональная «школа» из ограниченного набора аккордов, где решающим был не теоретический расчёт, а ощущение ритма и удара.
Психоделика, рок и чувство формы
Музыкальные ориентиры сформировались быстро.
«Это Led Zeppelin и Pink Floyd, — говорит Владимир Резников. – Блюз, психоделика, работа с пространством звука».
Позже кто-то даже написал, что Резников «дописывает за Pink Floyd». Сам он относится к этому иронично.
«Если Александр Лёвшин сказал, что у меня есть, что украсть, – этого достаточно», – вспоминает он слова музыканта, работавшего с Аллой Пугачёвой.
Лёвшин отметил не знание нот, а способ звукоизвлечения, работу с гитарой, физику удара по струне. Для Резникова это стало подтверждением того, что выбранное направление имеет внутреннюю логику.
Шансон, от которого отказались
Был и другой опыт – сознательный эксперимент с шансоном.
«Я решил проверить, могу ли за неделю написать полноценный альбом, – рассказывает Владимир Резников. – Написал. Его сразу взяли в ротацию, пригласили в Москву».
Предложения сотрудничества выглядели серьёзно, рядом были люди, которые позже стали известными. Но продолжения не случилось.
«Я понял, что дальше будет чужая игра, – объясняет он. – А мне важно оставаться свободным».
Музыка как исследование
В начале 2000-х Резников выходит за рамки сцены.
«Мне стало интересно, как музыка влияет на человека физиологически», – говорит он.
В 2004 году он начинает проект интенсивной музыкотерапии совместно с Медицинским университетом.
Так появляется клип и музыкальный проект «Кибербиология 2050» – художественное размышление о будущем, в котором технологии, биология и человек перестают быть разделёнными сферами.
«Эту работу показывали зарубежным учёным, – вспоминает Владимир Резников. – И они говорили, что такие формы искусства помогают по-другому мыслить о развитии науки».
Больше интересной информации, а также саму музыку, можно услышать в видео.




