пятница, 26 декабря

Как Самара научилась слышать орнамент – история необычной музыки

Музыка без нот, мышление без шаблонов

603

Фото: tvsamara.ru

День орнаментальной музыки – повод редкий и, как выясняется, неслучайный для Самары.

Орнаментальная музыка – это не самостоятельная мелодия, а система мелодических украшений, короткие пассажи, вибрато, триоли, арпеджио, которые не несут основную тему, но меняют её восприятие. Подобные приёмы можно услышать у Моцарта, в партитурах Вивальди, в барочной традиции в целом.

В Самаре, городе с архитектурой модерна, где фасады говорят завитками, линиями и растительными формами, эта логика неожиданно оказывается узнаваемой.

Гостем студии ГТРК стал Владимир Резников – поэт, музыкант, композитор, художник. Человек, которого трудно зафиксировать в одном определении.

«Я занимаюсь аналитикой, – говорит Владимир Резников. – Анализирую процессы, которые происходят в мире, и уже потом перевожу это в музыку, текст или изображение».

Под аналитикой он понимает не сухую работу с цифрами, а попытку увидеть связи между явлениями – культурными, историческими, цивилизационными.

Инженерное детство и музыкальный слух

Резников родился в Куйбышеве, в посёлке Управленческий – месте, где вся среда была связана с авиацией и космосом. Его отец – заслуженный конструктор, работавший с Королёвым и Кузнецовым.

«Экспериментальный подход к жизни, думаю, пришёл оттуда, – рассказывает Владимир Резников. – Сначала это был аэрокосмический факультет, потом – интерес к тому, почему меняются системы, общества, государства».

Музыка появилась не в детстве и не через классическое образование.

«От музыкальной грамоты я отказался, – признаётся Резников. – Просто взял гитару, ударил по струнам и стал слушать, что происходит».

Гитара появилась уже в студенческие годы, в середине 1980-х. Сначала долгие часы прослушивания пластинок, затем собственные звуковые комбинации. Так сложилась персональная «школа» из ограниченного набора аккордов, где решающим был не теоретический расчёт, а ощущение ритма и удара.

Психоделика, рок и чувство формы

Музыкальные ориентиры сформировались быстро.

«Это Led Zeppelin и Pink Floyd, — говорит Владимир Резников. – Блюз, психоделика, работа с пространством звука».

Позже кто-то даже написал, что Резников «дописывает за Pink Floyd». Сам он относится к этому иронично.

«Если Александр Лёвшин сказал, что у меня есть, что украсть, – этого достаточно», – вспоминает он слова музыканта, работавшего с Аллой Пугачёвой.

Лёвшин отметил не знание нот, а способ звукоизвлечения, работу с гитарой, физику удара по струне. Для Резникова это стало подтверждением того, что выбранное направление имеет внутреннюю логику.

Шансон, от которого отказались

Был и другой опыт – сознательный эксперимент с шансоном.

«Я решил проверить, могу ли за неделю написать полноценный альбом, – рассказывает Владимир Резников. – Написал. Его сразу взяли в ротацию, пригласили в Москву».

Предложения сотрудничества выглядели серьёзно, рядом были люди, которые позже стали известными. Но продолжения не случилось.

«Я понял, что дальше будет чужая игра, – объясняет он. – А мне важно оставаться свободным».

Музыка как исследование

В начале 2000-х Резников выходит за рамки сцены.

«Мне стало интересно, как музыка влияет на человека физиологически», – говорит он.

В 2004 году он начинает проект интенсивной музыкотерапии совместно с Медицинским университетом.

Так появляется клип и музыкальный проект «Кибербиология 2050» – художественное размышление о будущем, в котором технологии, биология и человек перестают быть разделёнными сферами.

«Эту работу показывали зарубежным учёным, – вспоминает Владимир Резников. – И они говорили, что такие формы искусства помогают по-другому мыслить о развитии науки».

Больше интересной информации, а также саму музыку, можно услышать в видео.

Ещё по теме

Читайте также