пятница, 29 марта

Новая жизнь "лунных" двигателей Николая Кузнецова

Памяти академика Николая Кузнецова - создателя уникального двигателя НК-33. Передача 1995 года из фондов радио.

3498

Великие конструкторы, академики  Сергей Королев и Николай Кузнецов были мечтателями под стать Циолковскому. Сергей Павлович говорил:

"Наша цель и обязанность перед человечеством – сделать космос обитаемым".

А Николай Дмитриевич, понимая всю фантастичность лунной программы, поставил перед собой и своими помощниками поистине глобальную, но очень конкретную задачу: создать двигатель многоразового использования и многоцелевого назначения с экологически чистым топливом и тягой 150-175 т.с.

В 15 лет Николай Кузнецов сконструировал аэросани, а в 32 — поршневый двигатель для истребителя Як-7. Любовь к небу не отпускала его всю жизнь. Чтобы его покорить, конструктор  создал авиационные, ракетные и наземные двигатели, которые на десятки лет опередили его время. Многие его разработки до сих пор не может повторить никто в мире.

В 1943 году за непосредственное участие в создании нового авиационного поршневого двигателя Як-7 Кузнецов был награждён орденом Красной Звезды. В 1945 году— орденом Отечественной войны 1-й степени. С 1949 года и до конца жизни Николай Дмитриевич Кузнецов жил и работал в Куйбышеве. Большую часть времени он проводил в посёлке Управленческий, где располагался Государственный союзный опытный завод № 2.

В 1958 году Кузнецов познакомился с Сергеем Павловичем Королёвым, который разжёг в нём интерес ещё и к ракетным двигателям. После того, как Юрий Гагарин впервые слетал в космос в 1961 году, Королёв загорелся идеей доставить советских космонавтов на Луну. Для этого ему нужен был человек, который смог бы усовершенствовать жидкостные ракетные двигатели, которые были на тот момент.

Долгие годы имя Николая Дмитриевича Кузнецова было засекречено, завод, на котором конструировались и создавались первые двигатели советских самолетов и космических ракет, назывался почтовым ящиком и тоже был засекречен. Здесь был создан уникальный двигатель НК-33, судьба которого напоминает детектив, ведь в начале 70-х, после провала и закрытия советской лунной программы, только что созданные двигатели и ракеты было приказано уничтожить. Но их создатель академик Кузнецов не позволил этого сделать, двигатели были надежно спрятаны на складе филиала завода.

О наисекретнейшем двигателе НК-33 широко заговорила мировая пресса через 25 лет после его создания, когда начались испытания этого двигателя в США. 
Но академик Кузнецов не дожил до этого дня. Его не стало в июле 1995 года.


Вскоре журналист самарского областного радио Светлана Смолич посвятила памяти академика передачу, фрагмент из которой вы сейчас услышите.  В ней журналист беседует с ведущим конструктором двигателя НК-33 Вадимом Харламовым. Запись 1995 года из фондов областного радио.

ФОТО: архив ПАО "Кузнецов"

ФОТО:  63.fair.ru

Читайте также