среда, 5 февраля

Образ Ленина в 12 симфонии Шостаковича

Еще одна премьера великого советского композитора, связанная с Куйбышевым

13686

В начале своего творческого пути Дмитрий Дмитриевич Шостакович создал две программные симфонии, исполненные революционной романтики – «Октябрю» и «Первомайскую». Много лет спустя, пережив не один конфликт с Советской властью, композитор возвращается и к программной симфонии, и к той же тематике, создавая в 1957 г. Симфонию № 11 «1905 год». К этому располагала знаменательная дата – сорокалетие Октябрьской Революции. А еще через три года воплощает в жизнь свой давний замысел - запечатлеть в музыке образ Ленина. Вождю посвящена 12 симфония композитора.

Интересно, что премьера 12 симфонии состоялась сразу в двух городах: в Ленинграде и в Куйбышеве, причем в нашем городе на час раньше. Произошло это в 1961 году   накануне празднования 44 годовщины Октябрьской революции. 

Двенадцатая симфония была хорошо принята в Советском Союзе, хотя и более прохладно, чем предыдущая.

Четыре части симфонии имеют программные подзаголовки. Первая часть — "Революционный Петроград" — начинается торжественно и сурово. Вторая часть — "Разлив" — музыкальный пейзаж. Спокойное нето­ропливое движение низких струнных приводит к появлению мелодии-монолога скрипок. 

Третья часть посвящена событиям памятной октябрьской ночи. На­стороженно и тревожно звучат глухие удары литавр. Генеральная кульминация всей симфонии — выстрел "Авроры" — громовое соло ударных. 

Финал симфонии — "Заря человечества". 

В фонде Всесоюзного радио сохранилась запись передачи радиостанции "Юность" 1975 года, в которой рассказывается о замысле и содержании 12 симфонии Шостаковича. 

ФОТО: culture.ru

Читайте также