«Плыть против течения»: как Максим Горький изменил маршрут Жигулёвской кругосветки?
Самарцам рассказали о ярких страницах жизни всемирно известного писателя
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Максим Горький и Самара – небольшая глава в объёмной биографии всемирной известного писателя. Он жил здесь всего лишь чуть больше года с 1895 -1896 гг. Однако это была значимая и во многом определяющая глава в судьбе и творчестве классика русской литературы, не лишенная приключений и трудностей.
В Самаре Горький (тогда ещё Алексей Пешков) получил всё, чего желал на тот момент: работу, любовь, семью, а также яркие воспоминания о Жигулёвской кругосветке. В конце XIX века экстравагантный и неординарный Алексей Максимович предложил юным участникам экспедиции вокруг Самарской Луки пройти маршрут против течения.
«По-моему, человеку плыть по течению постыдно. Человек должен бороться с природой и, борясь, постигать ее. Если люди вечно будут плавать по ветру да по течению, человек никогда не станет господином Вселенной. Кратко говоря, я предлагаю вам, милостивая государыня и милостивые государи, совершить кругосветку не так, как все, а наоборот -- против течения», - воспоминает слова Горького участник экспедиции - самарский писатель Сергей Григорьев в рассказе «Кругосветка».
Это произведение представляет особый интерес, так как начинается с портрета Алексея Максимовича самарского периода жизни:
«Он носил тогда на плечах широкую черную хламиду, на голове – шляпу с обвисшими полями, в руке – увесистую «ерлыгу» чабанов, степных пастухов. Обыватели Самары дивились этому вызывающему наряду. Грозная ерлыга в руке была маскировкой: у Алексея Максимовича Пешкова (я понял это долгое время спустя) были удивительно добрые руки. А я советовал бы узнавать людей по рукам. Про глаза Пешкова в его паспорте значилось, что они «обыкновенные», но он смотрел на все и на всех с прищуром: казалось, вот-вот подмигнет».
Согласно образу появился и соответствующий псевдоним - Иегудиил Хламида. Так Алексей Пешков подписывал свои многочисленные публикации в «Самарской газете».
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Продуктивности Горького – журналиста в Самаре можно только позавидовать. Около 500 фельетонов здесь написано, ещё около 40 рассказов и очерков. За 15 месяцев он успел набить руку. Метод, который он себе избрал, это фланирования. Мы выходим в город и наблюдаем, всматриваемся в жизнь вокруг. Проходя по Самаре, он зашёл в Струковский сад, встретился с «горчичниками», написал про эту шайку мелких преступников конца XIX века. Заходил на Троицкий рынок, ругал продавцов, купечество поносил, язвительно писал об улице Дворянской», - рассказал в интервью ГТРК «Самара» старший научный сотрудник Самарского литературно-мемориального музея им. Горького Илья Приданцев.
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
А однажды чуть не пострадал за публикацию о халатном и жестком отношение к детскому труду на заводе Лебедева. Разгневанный хозяин предприятия организовал покушение, приказав группе сильных поджарых парней проучить дерзкого журналиста.
«Однако избиения не случилось. Горький посетовал на свой ревматизм и его не тронули», - рассказывает Илья Приданцев.
Сила убеждения помогала журналисту «Самарской газеты» не только в разборках с хулиганами, но и в делах сердечных. Алексей Пешков смог уговорить юную Екатерину Волжину выйти за него замуж.
«Познакомились они в редакции «Самарской газеты», куда 19 летняя Екатерина Павловна (она была младше Горького на 8 лет) пришла сразу после выпуска первой женской гимназии. Пришла работать корректором. Она вспоминает, как это знакомство происходило. Она пришла на Алексеевую площадь в редакцию и увидела не рабочий процесс, а какое-то безумство и карнавал. Она вспоминает, что впервые увидела Горького, когда тот стоял на столе и пел студенческий гимн «Гаудеамус» - рассказывает старший научный сотрудник Самарского литературного музея Илья Приданцев.
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Яркая, причудливая фигура Иегудиила Хламиды произвела впечатление на юную Екатерину Волжину. Человек интересный и харизматичный, но жених незавидный – небогатый и с сомнительным прошлым. Первым жильём Алексея Пешкова в Самаре была комната в полуподвальном помещении на улице Вознесенской (ныне улица Степана Разина - 126, в этом доме в 40-е гг. XX века откроется музея Горького)
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Это была простая комната. Обстановка скромная: узкая кровать, небольшая книжная полка, стол и пару стульев.
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Однако вскоре писателю придётся искать новое жильё. Причина – проблемы со здоровьем, больные лёгкие. Горький не мог жить в полуподвальном помещении.
«Дело в том, что в 19 лет в Казани он попробовал покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в сердце предварительно написав записку, во всём прошу винить поэта Генриха Гейне, который придумал зубную боль в сердце (имея в виду любовь).Самоубийство, к счастью, оказалось неудачным, но Горький этим выстрелом сильно повредил себе лёгкие и болел всю жизнь. Последним местом его жительства в Самаре станет комната в доме на Дворянской улице (ныне ул. Куйбышева), там жила Анастасия Уваровна Лялина, которая Горького тогда и приютила. В двух шагах от работы – рассказывает старший научный сотрудник самарского литературного музея им. Горького Илья Приданцев.
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
В Самаре Горький смог залечить сердечные раны. Он полюбил Екатерину Волжину, юная красавица ответила взаимностью. Родители были против, но со временем и они согласились. Свадьба и венчание Алексея и Екатерины Пешковых – событие увлекательное и загадочное, овеянное легендами и мифами.
«С их женитьбой связана полумифологическая история, которая нас отправляет в Вознесенский собор. Там якобы они обвенчались. Почему якобы. Алексей Максимович никакого права на венчание не имел, он пытался покончить жизнь самоубийством. А такая попытка каралась церковью. Причащаться и венчаться Горький права не имел. Однако покровители Алексея Максимовича - семья Позерн попросила отца Валериана Лаврского их тайно обвенчать. Мы ничего точно об этом не знаем, не доказать, не опровергать это невозможно. Но легенда такая ходит», - Рассказывает старший научный сотрудник самарского литературного музея им. Горького Илья Приданцев.
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
«Мне кажется – я первый, кто удостоился такого отношения от женщины, как твоё ко мне… Имею к тебе великое и незыблемое чувство уважения, знаю, что ты для меня – такой близкий, родной человек. Из тех людей, которым не надо говорить слова, они понимают и молчание» – писал своей супруге Максим Горький.
С выбором подруги жизни Горький не прогадал. Несмотря на расставание в 1903 году, Екатерина Павловна до конца жизни оставалась другом и соратником писателя.
Фото: википедия
Екатерина Волжина – женщина активная и деятельная. Она работала в Красном Кресте, помогала людям в годы Первой мировой войны, во время советско-польской войны. После смерти Горького помогала в создании музея писателя в Куйбышеве. Ею были переданы в дар личные вещи. Это галстук писателя и бусы, подаренные Горьким Екатерине Волжиной.
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Максим Горький никогда не скрывал, что именно в Самаре он родился как писатель. Здесь была заложена основа его будущих творческих свершений. Художники и творцы в таких случаях говорят о двух днях рождения – рождении как таковом, и становлении в профессии - творческом рождении.