Губернатор Вячеслав Федорищев рассказал о будущем метрополитена в Самаре
В Поволжье только 3 системы метрополитена: в Самаре, Нижнем Новгороде и Казани
Фото: tvsamara.ru/Сергей Овсянников
Как строили и почему не достроили самарское подземное метро? И в чем преимущества "легкого метро". Изучили историю вопроса и заявления властей губернии.
История самарского-куйбышевского метрополитена началась ещё весной 1942 года – выяснили краеведы. В сложное военное время столичному институту «Метропроект» поручили разработать подземную транспортную систему. Город стал «запасной столицей» страны и центром авиационной, двигательной, оборонной промышленности и требовалось ежедневно перевозить тысячи людей к заводским окраинам. Однако, дальше разработки проекта дело так и не дошло.
Метро "авиационной и космической столицы"
Вновь о необходимости строительства метро речь зашла, когда город стал авиационным и космическим центром страны – уже в 60-х года. Долгожданное строительство началось в мае 1980 года.
Фото: tvsamara.ru/Сергей Овсянников
Особенность самарского проекта – что метро начали тянуть не из центра к спальным заводам и промышленным объектам, а наоборот – строительство началось с индустриальных кварталов. Это имело логику: Безымянка становилась образцовым социалистическим районом: с проспектами, архитектурой в стиле «Сталинского ампира», дворцами культуры, поликлиниками и … конечно метро!
Первые станции строили интенсивно – уже в декабре 1987 года началось регулярное пассажирское движение поездов на первом участке метрополитена, который включал четыре станции. В 93-м году метро дотянули до станции «Гагаринская».
Куйбышевский метрополитен становится Самарским: начало кризиса
В конце 90-х годов строительство метро в Самаре застопорилось: на прокладку туннелей и возведение каждой новой станции уходило 5-9 лет!
Фото: tvsamara.ru/Сергей Овсянников
Несколько раз менялся и проект строительства. В начале нулевых в вагонах метро еще висели схемы с проектируемыми ветками, проходящими вдоль проспекта Кирова и Московского шоссе. Позже власти заказывали обновленные проекты: добавляли и убирали станции и линии.
Следующая станция "Театральная"
В последние годы продолжается строительство первой и единственной ветки – в сильно видоизменном варианте: метро не дойдёт до железнодорожного вокзала, не появится станция на Самарской площади.
Первоначальные сроки сдачи строящейся станции «Театральная» переносились несколько раз, расследуется уголовное дело, связанное с финансированием проекта.
Фото: tvsamara.ru/Сергей Овсянников
Одним словом, вопросов относительно перспектив метро в Самаре много. На некоторые в интервью ТАСС ответил Губернатор Вячеслав Федорищев. В частности, отметив, что начатые работы по возведению станции метро «Театральная» планируется довести до конца, однако дальнейшее строительство именно подземных линий – нецелесообразно.
Лёгкое метро вместо подземки
Приоритет будет отдан другим видам общественного транспорта. В частности, было упомянуто «легкое метро» - ему не нужны туннели, а в отличие от трамваев такие поезда имеют больше вагонов и ходят по выделенным линиям с высокой скоростью. Речь идет и о развитии территории, прилегающей к стадиону "Самара-Арена".
"Мы будем развивать это как перспективную территорию города. Туда должно подойти легкое метро наземное или скоростной трамвай, это вопрос для серьезного изучения центра компетенций. Но точно не метро подземное - это гораздо дороже и менее эффективно по всем параметрам" - заявил Вячеслав Федорищев.
Также стало известно, что скоро Самару, Казань и Ульяновск может связать кольцевой маршрут скоростной железнодорожной магистрали.