Президент РФ Владимир Путин проводит заседание президиума Госсовета по вопросу развития экспорта

Фото: kremlin.ru
В Кремле под председательством президента России Владимира Путина прошло заседание президиума Госсовета РФ по вопросу развития экспорта. В заседании принимает участие Губернатор Самарской области, руководитель комиссии Госсовета РФ при Президенте по направлению "Промышленность" Вячеслав Федорищев.
Россия, как известно, – активный участник международной торговли. Несмотря на объективные трудности, с которыми сейчас сталкивается российский бизнес, мы развиваем внешние деловые связи, расширяем их географию, укрепляем сотрудничество с предсказуемыми, надёжными партнёрами, которые, как и Россия, понимают свои национальные интересы, ценят взаимовыгодные торговые, производственные, кооперационные связи.
Мировая торговля и в целом глобальная экономика сейчас активно меняются. Мы часто об этом говорим, и все это очень хорошо знают и понимают. Выстраивается новая система отношений, где на лидирующие роли выходят государства так называемого Глобального Юга, динамично растущие страны, участники перспективных интеграционных объединений, например, таких как БРИКС.
Уже сейчас вклад стран БРИКС в мировую экономику превышает долю так называемой большой семёрки и продолжает расти. Тенденция нарастает, она не меняется. Для интереса, для справки (я и сам с интересом, честно говоря, на эти цифры смотрю), «большая семёрка» в 1992 году, что она из себя представляла? 45,5 процента мирового ВВП. А в 2022 году –уже 30,5 процента. Было 45,5, а стало 30. Прогноз на 2028 год – 27,9 [процента].
А что со странами БРИКС? БРИКС (без учёта новых членов этой организации) – в 1992 году доля в мировом ВВП была 16,7 процента, а в 2022 году – 31,4 процента. А прогноз на 2028 год – 33,8 [процента]. И тенденция такая есть, она сохраняется, она никуда не денется. Это объективный процесс, не связанный с текущей конъюнктурой даже конфликтов, в том числе на известном нам всем направлении. А БРИКС с новыми членами – конечно, там и ситуация другая. Там прогноз на 2028 год – 38 процентов глобального ВВП.
Это значит, формируются настоящие рынки будущего, в основе которых – прочные, стратегические партнёрства, принципы сложения экономических потенциалов и взаимного усиления роста.
Важно не только понимать эти тенденции, но и пользоваться преимуществами, экспортными возможностями, которые открываются перед нашим бизнесом, перед предприятиями. Нужно оказывать им содействие на всех уровнях.
Как вы знаете, в текущем году завершается шестилетний национальный проект по поддержке экспорта. За это время созданы инструменты, в том числе в субъектах Федерации, которые помогают отечественным компаниям поставлять продукцию за рубеж, позволили им пройти этап пандемии, а в последние два года – перенаправить товарные потоки на перспективные, растущие рынки.
В ходе встреч с представителями деловых кругов, с предпринимателями неоднократно звучали предложения продлить нацпроект по поддержке экспорта, и мы договорились, что это будет сделано.
В следующем году стартует обновлённый национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Основой для его решений, мер и механизмов должны стать достигнутые результаты в экспортной сфере, приоритеты экономического развития, которые стоят перед нашей страной, и, конечно, объективные глобальные тенденции, о которых я только что говорил.
Для уверенного, долгосрочного развития внешнеэкономических связей необходимо повысить эффективность финансовой и информационной поддержки экспорта, активно создавать логистическую и транспортную инфраструктуру, а также площадки для производственной кооперации.
При этом принципиально важно стимулировать выход российских компаний на рынки товаров с высокой добавленной стоимостью, увеличить так называемый несырьевой неэнергетический экспорт, в том числе поставки товаров машиностроения, продуктов питания и так далее.
Отмечу, что с 2001 по 2023 годы объём несырьевого неэнергетического экспорта России вырос более чем в четыре раза. Это хороший результат, четыре раза, не какие-то проценты, а четыре раза – с 36 до 148 миллиардов долларов. Это, конечно, далеко не предел для нас, это ещё на самом деле не так уж и много.
А вот за первые семь месяцев текущего года несырьевой неэнергетический экспорт продолжал расти и вырос ещё на пять процентов – до 89,8 миллиарда [долларов].
По некоторым направлениям – например, по поставкам продуктов питания – Россия уже вышла в число ведущих мировых экспортёров. Такой результат – это, конечно, в первую очередь, заслуга специалистов, трудовых коллективов предприятий, а также институтов развития, руководителей регионов и федеральных органов власти, которые оказывают им поддержку.
В Послании Федеральному Собранию, а затем и в Указе о национальных целях развития был поставлен ориентир, а именно – к 2030 году увеличить несырьевой неэнергетический экспорт как минимум на две трети по сравнению с 2023 годом. Это амбициозная цель, особенно с учётом вызовов, с которыми столкнулись наши компании за последнее время.
Первый из них касается проведения расчётов. Разумеется, мы все об этом хорошо знаем. В отношении российских финансовых институтов и платёжных систем предприняты абсолютно враждебные действия со стороны некоторых западных элит. Стало сложней как получить оплату экспортных поставок, так и рассчитаться за импортные товары.
В определённой мере нам удалось решить эту проблему. В прошлом году доля расчётов за российский экспорт в так называемых токсичных западных валютах сократилась вдвое. При этом доля расчётов в рублях во внешнеторговых операциях приближается к сорока процентам. С 2021 по 2023 год доля рубля в расчётах за экспорт выросла почти в три раза – до 39 процентов. Доля расчётов в рублях за импорт выросла ещё на два процента, до 30 процентов в целом.
Мы продолжаем работу по этому направлению, вместе с зарубежными коллегами планируем более широко использовать национальные валюты, проводить расчёты через клиринговые платёжные системы, платформы и так далее.
Очевидно, что решение этих задач требует времени, поскольку наши ведущие торговые партнёры плотно интегрированы в действующую мировую финансовую систему.
Во всём мире сейчас прорабатываются вопросы создания так называемой наднациональной платёжной инфраструктуры – я хочу это подчеркнуть, очень многие страны и регионы мира этим занимаются вплотную – с возможностью использовать цифровые валюты центральных банков и цифровые финансовые активы. Такая система будет действовать бесперебойно и независимо от третьих стран. Я хочу это подчеркнуть: не только мы в связи с известными событиями этим занимаемся. Это во всём мире, это общая тенденция во всех регионах – и на Ближнем Востоке, и в Азии, все думают над этим, все думают и придумывают различные варианты.