Банки обнародовали топ-3 схем мошенничества с деньгами пенсионеров
Обратите внимание на "слова-триггеры"
Фото: tvsamara.ru/Анна Квенцер
Почти половина мошеннических схем, направленных на пенсионеров, имеет под собой всего три основы. Банковские аналитики сообщили, когда нужно срочно нажать на кнопку завершения вызова и пожаловаться на номер входящего звонка.
Первая схема связана с перерасчетом пенсии, оформлением полиса ОМС или получением скидок на услуги ЖКХ. Именно на этих трех сценариях основано около половины атак на пожилых россиян, рассказали в беседе с "РИА Новости" специалисты ВТБ.
Схема №1 выглядит так. Пенсионеру звонят якобы сотрудники Социального фонда и сообщают о перерасчете и увеличении пенсии, для чего необходимо составить и оформить некое "заявление". Они спрашивают и личные данные, и коды из смс-сообщений, и заставляют установить специальное приложение, которое дает им полный доступ к смартфону жертвы. Таким образом, мошенники быстро получают возможность распоряжаться онлайн-банкингом пенсионера, а также к аккаунтом портала "Госуслуги". Быстро оформляют кредит и перехватывают все личные данные, которые затем используют для того, чтобы "обчистить" счета.
Схема №2 - звонок из страховой компании. Пенсионера убеждают в том, что ему срочно необходимо "продлить" срок действия полиса обязательного медицинского страхования. Предлагают скачать фейковое приложение Минздрава, являющееся, на самом деле, вредоносной фишинговой программой, взламывающей устройство и предоставляющей полный доступ к персональным данным жертвы. Еще один вариант этой схемы - просьба сообщить код из пришедшего смс, который используется для "Госуслуг". Ранее мы рассказывали о том, как еще могут использовать важное приложение злоумышленники.
Третья схема заключается в том, что звонок мошенников посвящен информированию об акции, которая, конечно же, является фальшивой. Пенсионеру сообщают, что он может получить скидку при оплате коммунальных услуг. Персональные данные жулики получают, запрашивая их напрямую или с помощью уже упомянутого кода из смс.
Распознать злоумышленника можно по использованию следующих фраз, выражений и аббревиатур:
- "ФСБ";
- "МВД";
- "Центральный банк";
- "безопасный счет";
- "сообщите код из смс/номер карты/номер паспорта/номер СНИЛС".
После употребления хотя бы одного из данных выражений общение следует немедленно прервать и заблокировать номер.
В 2024 году выросло число случаев мошенничества с использованием популярных мессенджеров. Об это в эксклюзивном интервью ГТРК «Самара» рассказал исполняющий обязанности начальника Управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД РФ по Самарской области Михаил Иванча.