Сам себе продюсер: как самарские музыканты самостоятельно записывают и выпускают музыку
Интересные подробности творческой жизни
Фото: Павел Корнеев
Самарские музыканты активно выпускают песни и даже альбомы своими силами. Без помощи звукозаписывающих лейблов, продюсеров, а иногда даже и профессиональных звукорежиссеров. Насколько это сложно и пользуется ли успехом у местных слушателей?
Альбомы — сборники песен, выпущенные на компакт-дисках, виниле или через цифровую дистрибуцию — по-прежнему являются доминирующей формой музыкального самовыражения артистов, наравне с живыми концертами. Раньше казалось, что для записи альбома нужно привлечь целую команду: звукорежиссера, продюсера, арендовать студию. Но в век цифровых технологий такая задача по плечу даже энтузиастам – одиночкам.
Фото: Павел Корнеев
Сейчас сложилась такая ситуация: чтобы попасть в поле зрения организаторов концертов, нужно иметь записанный материал. А иначе, как оценят то, что творит музыкант, подходит ли он по формату на данное мероприятие, и каков его уровень? Понятно, что начинающие музыканты – любители не готовы вкладывать большие средства в запись в профессиональной студии. Поэтому многие прибегают к домашней записи, чтобы хотя бы иметь демо-версии своих песен. Опять же, у каждой группы есть сейчас страницы в соцсетях и там просто необходимо выкладывать песни, а иначе как привлечь свою аудиторию? Лет 15 назад под демо-записями могло скрываться все, что угодно, даже диктофонная запись сомнительного качества на репетиции. Сейчас же качество звука растет и даже демо-записи звучат часто на довольно качественном уровне, - рассказывает Александр Кравченко, один из организаторов рок-концертов.
Но реально ли записать качественно музыку в домашних условиях?
Смотря что понимать под качеством. Если ориентироваться на известных музыкантов, то конечно – нет. Любая домашняя запись не сравниться с той, которая сделала команда профессионалов в лучших студиях страны с лучшими звукорежиссерами и продюсерами. Но, как показывает практика, можно сделать очень качественный продукт. Есть случаи, когда местные музыканты, которые делают все сами попадают на известные лейблы и работают уже там. Опять же все очень зависит от подхода, жанра, направления. В стилях, вроде лоу-фая или гаражного рока качество в "мейнстримовом" понимании, наоборот не приветствуется, там нужен как раз живой, не обработанный, сухой звук. Так что все относительно, - рассказывает лидер одной из групп и звукорежиссер, Павел Корнеев.
Фото: Павел Корнеев
Как признаются сами музыканты, есть несколько подходов к осуществлению мечты-записать альбом. Можно прийти в профессиональную студию и воспользоваться услугами звукорежиссера, который и запишет и даже сведет композицию, сделает мастеринг. Это выйдет дороже, но качественней и с предсказуемым результатом, а также займет меньше времени. Благо, таких студий сейчас в Самаре и области в достатке.
- Сведение или микширование — стадия создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после звукозаписи этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании (иногда реставрации) исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.
Но есть и энтузиасты, которые контролируют весь процесс от начала до конца и делают это собственными руками.
У музыкантов сейчас часто имеются собственные домашние студии. Для этого нужно компьютер с установленной программой для записи и редактирования аудиотреков, аудиоинтерфейс (звуковую карту), хороший микрофон, музыкальные инструменты, разумеется, либо виртуальные инструменты, набор VST-плагинов. Мониторы для контроля звука, наушники. Также потребуется акустическая подготовка помещения. Все остальное – опционально. Знаю пару человек, кто в частном доме даже барабаны записывает и оборудовал полноценную тон-студию и комнату для сведения. Но все это, при желании и наличии средств осуществимо. Но главное, это конечно знания и опыт. Даже имея самую высококлассную аппаратуру невозможно что-то качественно записать, не имея знаний. Благо, сейчас множество литературы, различных мастер-классов, онлайн курсов. Основы можно быстро освоить, а все остальное – уже опыт, собственное чутье и креативность, - рассказывает Павел Корнеев.
В домашней студии на уровне «звезд» записаться не получится, но вполне хорошее по качеству демо сделать – реально. В любом случае аппаратура у вас дома не сравниться в качестве и цене аппаратуре в лучших студиях. Но и на базе этого можно делать записи и творчески развиваться, - добавляет звукорежиссер Александр Нагаев.
Фото: Павел Корнеев
Как рассказывают музыкальные критики, все это сейчас похоже на движение DIY (от англ. Do it yourself – сделай это сам). В 70-е годы прошлого столетия в панк-среде это было популярно и нашло множество приверженцев. Это означало создание и тиражирование аудиозаписей, изготовление музыкальных инструментов, создание музыкальных журналов и газет, DIY-лейблов. В панк-культуре принцип DIY является основополагающим, так как показывает независимость от отрасли шоу-бизнеса: музыкальные группы вместо работы с крупными лейблами стали самостоятельно записывать альбомы, производить продукцию с символикой и организовывать туры с низкой платой за вход.
Без сомнения, музыка, созданная дома начинающими музыкантами самостоятельно будет с огрехами звучания, но в тоже время такая оригинальность звучания привлекает некоторых слушателей, которые устали от «однообразного» мейнстрима. Распространяется такая музыка тоже самостоятельно: через различные интернет площадки, многие создают собственные лейблы. И если песня появляется в сети, то становится уже достоянием не только местной аудитории, но и слушателей из любой точки планеты, где есть Интернет.
Фото: Павел Корнеев
У меня, например, свой лейбл. Цель – не заработать денег, а просто иметь возможность делиться своим творчеством и творчеством коллег по цеху в социальных сетях и на крупных интернет-площадках. Монетизировать все это пока сложно, да и у многих такой цели нет. Главное – привлечение аудитории на концерты, творческая самореализация, добавляет Павел.
Сейчас время синглов. Мало кто слушает альбомами. Когда вы в последний раз сели и послушали от начала до конца внимательно альбом целиком? Отдельные песни, или «синглы» - это да. Нравится – послушал другие, подписался на музыканта, не нравится – пропустил и забыл. Наша жизнь такая же – все сейчас быстро, как песня. У людей нет времени на то, чтобы внимательно послушать. Может быть, золотое время альбомов когда-нибудь вернется, поделился своим мнением Станислав Шешунов, гитарист одной из самарских групп.
Но все сходятся во мнении, что чем больше музыки появляется – тем лучше. Значит будут и слушатели, и разнообразие и концерты. Станет ли такая музыка популярной – вопрос спорный, но то что найдет своего слушателя – однозначно. К тому же, творческое самовыражение может быть не только увлечением, но и иногда приносить доход.
Тем временем стали известны подробности развлекательной программы на День города в Самаре, 10 сентября. Жителей и гостей областного центра ждет множество сюрпризов.