четверг, 2 января

На стругах или ушкуях? Выясняем, на каких судах ходил по Волге Степан Разин

И что является правдой в легендах о знаменитом атамане

2974

Фото: Борис Агузаров

Овеянный тайнами и легендами жизненный путь лихого атамана Стеньки Разина в разные годы привлекал внимание художников, писателей и поэтов. В 1883 году Дмитрий Садовников сочинил стихи к самой известной песне о бесстрашном казаке, которая сразу же ушла в народ.

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные,

Стеньки Разина челны.

В который раз, услышав заученные с детства слова, судомоделист, член Русского географического общества Борис Агузаров задумался: «Как же выглядели челны Стеньки Разина? В каком месте они были расписаны и чем? Какие у них были паруса?».

Случилось это в начале 2000-х годов на конференции в Жигулёвске. Свои вопросы Борис Агузаров адресовал научному сообществу – историкам, краеведам, участникам конференции. Никто точного и полного ответа дать не смог. Пришлось самому заняться изучением темы. И выяснилось, что расписными у Стеньки Разина были вовсе не челны. Своими догадками Борис Агузаров поделился с редакцией tvsamara.ru:

«Стенька Разин, как казачий атаман, ходил на судне, которое называется есаульский струг. Было три типа есаульских стругов по размеру: маленькие, средние и большие. Скорее всего он ходил на среднем. Это такое остроносое плоскодонное судно с большим прямоугольным парусом, вооружённое двумя, а может быть, четырьмя небольшими пушечками, на котором была ватага из 15-20 человек со всеми припасами. Почему плоскодонное, потому что на Волге много мелей. Чтобы судно на мели не царапало киль. Украшались струги естественно резьбой, были на носу или на корме какие-то украшения».

Фото: Борис Агузаров

Как отмечает Борис Агузаров, это могли быть не только струги. Вполне возможно, что Стенька Разин ходил по Волге и на лёгких парусно-гребных судах, называемых «ушкуями».

«Эти лодки использовали волжские речные пираты с начала XII-XIII веков, грабили купцов, совершали набеги на ханские отряды», – рассказывает Борис Агузаров.

Фото: Борис Агузаров

Как ходил по Волге, как был в Самаре… О походах и кладах Стеньки Разина сохранилось немало легенд и мифов. Известно, например, что в районе Переволок Самарской области знаменитый атаман перетаскивал свои корабли волоком с Волги на Усу.

И надо сказать, что в это же время во второй половине XVII века на Волге у берегов Самары произошло эпохальное событие.

«Алексей Михайлович заложил корабль «Орёл» с тем, чтобы создать единую Каспийскую флотилию русскую. Этот «Орёл» благополучно дошёл до Астрахани, прошёл мимо Самары. И историки говорят, когда мимо Самары он шёл, на корабле впервые был поднят российский триколор. Так сложилось, на волжских берегах самарских впервые на мачте был поднят триколор», — подчёркивает Борис Агузаров.

В XVII веке востребованной на Волге становится профессия бурлака. Против течения реки суда тянули наёмные рабочие, а по течению ходили воистину удивительные образцы. Речной «Титаник» перевозил тонны древесины. И не только. В своё время по Волге сплавляли и горы золота.

Ещё по теме

Читайте также