Самарцам рассказали, как спастись от депрессии и уныния уникальным способом
Неожиданные метаморфозы судьбы
Фото: tvsamara.ru/Евгения Гаврилкова
Уникальное явление в истории мировой художественной культуры, произведение искусства особого рода, сакральное творчество, Библия для неграмотных. Всё это иконопись, с её глубокими корнями и богатыми традициями.
Наибольшее развитие это искусство получило в странах, исповедующих православие. Считается, что первые иконы появились во времена апостолов. Родоначальником христианской церковной живописи называют евангелиста Луку.
Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков – выдающиеся древнерусские иконописцы, мастера, бессмертные творения которых во все времена вдохновляли и продолжают вдохновлять современное поколение художников. Написание иконы - сложный творческий процесс, к которому надо подходить осознанно, но смело и решительно.
«Здесь сочетание смирения с дерзновением. Внутрицерковное творчество – это дерзновение. Человек думает: «мне бы не браться за кисть, потому что я не святой, но что-то меня подталкивает». Это призвание. Это голос Божий. Он говорит: «Да, ты грешник, но я буду с тобой, и ты в этом творчестве будешь, в том числе и спасаться», - рассказал в эфире ГТРК «Самара» ректор Самарской духовной семинарии, кандидат теологии, протоиерей Максим Кокарев.
В работе иконописца важно сочетание традиций, навыков и личного благочестия. Это подтверждает история христианской церковной живописи. В то же время исследователи отмечают, что иконы пишут совершенно разные люди.
«Всегда были разного уровня иконописцы, и всегда были разного уровня иконы. Были иконы «краснушки», которые писали богомазы по избам и разносили по домам, и были жалованные иконописцы Оружейной палаты, - отмечает искусствовед, кандидат философских наук, доцент Самарской духовной семинарии Елена Деева. - Это разные уровни. Они всегда были, есть и будут. В этом народность иконы. И в современном мире люди ищут этого. Человек сам должен почувствовать, что ему это интересно, и он может начать делать в этом шаги».
Елене Стажук христианская церковная живопись знакомства с детства. Она родилась в семье палехских иконописцев и с младых ногтей впитала в себя это искусство. Сложности в выборе профессии для неё не было. Елена пошла по стопам родителей.
«Мне открылось незнакомое состояние, мне хотелось всем рассказать, что такое иконопись, как это прекрасно и как это помогает войти в храм к Богу, не через скорбь, а через искусство, - рассказала в эфире ГТРК «Самара» иконописец и преподаватель иконописи Елена Стажук - Это огромный мир, традиции наши. Мы выросли в этом».
И в наше время иконопись не теряет актуальности. Сегодня у Елены Стажук 3 тысячи учеников по всему миру. По словам мастера, это люди самых разных профессий: кто-то мастер ногтевого сервиса, кто-то бухгалтер, кто-то статистик. Есть и самарские ученики, достигшие высокого уровня мастерства. Одной из первый значимых работ для них была роспись храма в селе Бобровка Кинельского района.
«Приходят и атеисты. У меня были случаи, когда убеждённый атеист сказал: «я задумался». Для человека, который один раз попробовал написать икону, мир уже не будет прежним, - отмечает Елена Стажук. - Я бы в школьную программу внесла иконопись, чтобы человек на самом начале не мультики страшные смотрел, которые считаются нормой, а через настоящую красоту прикоснулся к миру искусства. И эта прививки огородила бы его от всякого зла».
Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Поэтому, по словам Елены Стажук, для современного человека, желающего заняться иконописью, важна и нужна не только практика, но и теория. Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий немало духовных и физических сил. Увидеть работы современных иконописцев можно на выставке в Самаре.