Самарцам рассказали об особо опасных способах работы коллекторов и МФО
Законодательные новшества 2024 года
Фото: tvsamara.ru/Анна Квенцер
С 1 февраля 2024 года наступили серьёзные изменения в работе Федеральной службы судебных приставов (далее – служба). Вступили в силу соответствующие поправки, которые были приняты Государственной думой ещё прошлым летом. Новеллы призваны защитить права должников при взаимодействии с кредиторами. Подробности в эфире ГТРК «Самара» рассказали представители ГУФССП по Самарской области.
Федеральный закон от 04.08.2023 № 467-ФЗ расширил полномочия судебных приставов. Теперь им подконтрольны не только профессиональные коллекторские агентства, но также микрофинансовые организации (МФО), микрокредитные организации (МКО) и банки. Несмотря на то, что данные структуры тоже имеют отделы, которые занимаются взысканием долгов, их деятельность до сих пор не была отрегулирована законодательно. Теперь же к ним будут предъявлять те же требования, что и к коллекторам.
Перечень достаточно широкий. К примеру, указанные организации должны иметь программное обеспечение для записи телефонных разговоров с должниками, а также серверы, чтобы хранить их три года для возможных проверок. Кроме того, они не могут принимать на работу граждан с непогашенной судимостью.
Появился и новый способ взаимодействия между кредитором и должником – через Госуслуги. Финансовые организации обязаны подключиться к этой системе, а гражданин должен дать разрешение в личном кабинете. В противном случае направлять ему сообщения будет нельзя. Но в любом случае их должно быть не более двух в месяц. Также должны соблюдаться определенные временные рамки и структура таких посланий.
В настоящее время идёт первый этап изменений. В течение месяца МКО, МФО и банки должны уведомить ФССП, что они будут осуществлять взаимодействие с должниками особо опасным способом. Под ним понимаются непосредственные переговоры, сообщения и личные встречи. Уведомление подаётся по специально разработанной форме. Если же такого заявления от финансовой организации не поступало, то она имеет право отправлять в адрес должника лишь бумажные письма.
С августа 2024 года вступят в силу другие поправки, согласно которым финансовые организации должны будут уведомлять приставов о наличии оборудования для взаимодействия с должниками. А затем им предстоит предоставлять и отчеты – так же, как это сегодня делают коллекторские агентства раз в полгода. В этих документах должно быть указано количество поступивших от должников жалоб. На основании отчётов и в зависимости от того, какие административные нарушения были совершены организацией, ей будут присваивать категорию риска. Всего их три вида: низкая, средняя, высокая.
На сайте службы в разделе «Сервисы» есть сведения о коллекторских агентствах, которые включены в госреестр. Каждое имеет свой цвет в зависимости от репутации – зелёный, жёлтый, красный. Со временем цвета появятся и у финансовых организаций. Таким образом, граждане смогут заблаговременно определиться, стоит ли брать здесь кредит или выйдет себе дороже. Пока же на портале ФССП будет просто перечень МКО, МФО и банков с отметкой о том, имеет ли данная организация право на взаимодействие с должником или нет.
Тем временем кредиторы не прекращают свою деятельность по взысканию «просрочек», и бывает, что действуют вне рамок правового поля. Как рассказывают приставы, сейчас наибольшее количество жалоб поступает как раз-таки не на профессиональные коллекторские агентства, которых в Самарской области всего десять и чья деятельность законодательно отрегулирована, а на финансовые организации, которых предположительно в три раза больше, и реестр которых в настоящее время только формируется.
Чаще всего граждане жалуются на то, что сотрудники кредитных организаций звонят во внеурочное время – как днём, так и ночью – и делают это слишком часто. Также они могут связываться с родственниками и соседями должника или звонить ему на работу, рассказывая о долгах клиента, что делать запрещено. Не обходиться и без психологического давления, распространения информации в соцсетях. Приставы призывают граждан фиксировать эти нарушения и при обращении в службу прикладывать в качестве доказательств. Например, скриншоты сообщений с датами или детализацию звонков.
«Сейчас все пользуются довольно-таки хорошими смартфонами, и можно осуществлять запись телефонных переговоров. Это было бы вообще идеально. Также направляются посредством мессенджеров и голосовые сообщения. Желательно их тоже нам направлять. Когда поступает обращение, мы связываемся с заявителем, направляем запрос, что нам необходимо. (…) Обращение оформляется в свободной форме посредством Интернет-приёмной на сайте Главного управления. Например, я являюсь должником или клиентом банка, МКО, где у меня возникла просроченная задолженность, что происходит, кому звонят и т.д. И указывается персональная информация, которая необходима для направления запроса, и можно прикрепить файл небольшого размера. Потом мы шлём запросы, и нам заявители досылают материалы посредством почты или сами приходят в Главное управление на Урицкого, 17, где специалисты объяснят, что нужно делать», – рассказала главный специалист ГУ ФССП по Самарской области Эллина Рузаева.
Приставы рассматривают обращение в течение 30 дней. Направляются запросы сотовому оператору и кредитору, чтобы выяснить, есть ли у него такой клиент, проводятся ли в его в отношении взыскания и привлекалась ли к этому профессиональная коллекторская организация. При наличии оснований возбуждается административное дело, которое расследуется также месяц. Изучаются документы, которые поступают от кредитора, записи телефонных переговоров, тексты сообщений. В случае выявления нарушений, составляется административный протокол. И если раньше такой документ рассматривался в суде, то теперь решение о привлечении к ответственности выносится самой службой. Финансовая организация или коллекторское агентство имеют право его обжаловать.
Если кредиторы действуют слишком жёсткими методами, к приставам подключаются другие правоохранительные органы и ведомства. Когда дело доходит до угроз физической расправой и оскорблений – полиция и прокуратора, при распространении персональных данных – Роскомнадзор.
«Законные меры воздействия на должников предусмотрены 230-м федеральным законом. Для должника информативна статья 4 этого закона, где именно указано, какие способы могут применяться, временные рамки и количество взаимодействий. Там всё кратко и понятно. Также напомню, что должники могут отказаться от взаимодействия с кредитором и коллектором, направив ему соответствующее заявление. Оно есть на сайте ФССП Самарской области в разделе «Государственный контроль и надзор». Можно отказаться полностью или в пользу представителя. Здесь как раз действует новелла. Если раньше представителем должника мог быть любой юрист, то теперь только адвокат», – пояснила Эллина Рузаева.
Бывает, что клиенты финансовых организаций оказываются в непростой ситуации. Значительная часть пенсии или зарплаты уходит на погашение задолженности в принудительном порядке. В этом случае, чтобы не остаться без средств к существованию, следует обратиться в структурное подразделение службы, где ведётся исполнительное производство и заполнить заявление о сохранении прожиточного минимума.
Как отмечают сами приставы, они нацелены на качественное взаимодействие как со взыскателями, так и с должниками. Для этого имеется множество сервисов. Основной канал взаимодействия – Госуслуги. Зайдя на портал, гражданин может увидеть, ведётся ли в его отношении исполнительное производство и какие вынесены процессуальные решения (например, постановление об ограничении на выезд за пределы РФ). Также можно подать заявление и не приходить на приём лично. В 2023 году самарцы направили более 600 электронных обращений. Полученные ответы можно оценить, чтобы приставы понимали, насколько эффективно выполнили свою работу.