«Сатана жил среди нас»: на самарской сцене впервые покажут то, что долгие годы запрещали
Солисты «Шостакович Опера Балет» заговорят со зрителем на новом языке
Фото: Самарский академический театр оперы и балета им.Д.Д.Шостаковича
Самая ожидаемая премьера осени в Самаре — опера «Мастер и Маргарита». В полном авторском варианте спектакль будет показан на российской сцене впервые. Этого часа произведение Сергея Слонимского ждало более 50 лет.
Композитор написал оперу в 1972 году. Но уже после первого исполнения спектакль был запрещён властями и подвергся осуждению профессионального сообщества. Могла навсегда исчезнуть и запись музыкального произведения. Сергей Слонимский вспоминал, что его вовремя предупредил дирижёр Геннадий Рождественский и посоветовал быстро переписать запись. Вскоре плёнка была размагничена. Прошло 40 лет со дня премьеры. В 2012 году в Михайловском театре был исполнен первый акт из оперы в концертном варианте. А в 2023 году на сцене Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. зритель увидит камерную оперу «Мастер и Маргарита».
«Задача очень трудная. Камерным составом озвучить большой зал. Найти то самое звучание — не камерное иногда, а иногда очень камерное, чтобы были кульминации очень большие, чтобы были моменты какие-то сокровенные, но самое главное, чтобы всё это работало на результат спектакля», — отметил в интервью tvsamara.ru художественный руководитель и главный дирижёр САТОБ им. Д.Д. Шостаковича Евгений Хохлов.
Несмотря на то, что опера рассчитана на камерный оркестр, по замыслу режиссёра Юрия Александрова на сцену выйдет почти вся труппа театра. Причём оперой в классическом понимании жанра Юрий Исаакович спектакль не называет. Задача академических солистов на сцене стать поющими драматическими артистами.
Фото: Самарский академический театра оперы и балета им. Д.Д.Шостаковича
«Тут речевая основа очень сложна. Но из этого драматического интонирования рождается музыка. Как ни странно. Из этих пульсаров, пазлов вдруг складывается какое-то существование, которое мне очень интересно и симпатично. И артисты сначала абсолютно не понимали, что я от них хочу: «как это? В опере не петь?» — Я такой: «Не пой! Какое ты имеешь право петь?! Ты тут выясняешь смысл!» — отметил народный артист РФ Юрий Александров — Это сначала ступор, потом какие-то нервические попытки понять, а теперь уже азарт. Им это нравится. Они уже начинают в этом ковыряться сами, раскрашивать».
Либретто по одноименному роману Михаила Булгакова написано Юрием Димитриным и Виталием Фиалковским. Основные сюжетные линии перенесены в партитуру Сергея Слонимского, включая грандиозный бал у сатаны.
«Я как бы отодвигал эту тему, а вот совсем недавно я понял, что сатана — это не комический какой-то персонаж (шляпа с пером, гульфик, шпага), такой кукольный, а это человек, который жил здесь среди нас. Всесильный, понятный, всемогущий, циничный. И поэтому я подумал, что я имею право этой теме отдать какую-то часть своей жизни. Так появилась идея», — признался Юрий Александров.
Поскольку произведение сложное и тяжёлое, самое главное теперь, по словам Юрия Исааковича, удержать публику, её внимание, её душу. Премьера оперы состоится 6, 7 и 8 октября.
«Мастер и Маргарита» станет пятым произведением Сергея Слонимского, представленным на сцене Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича.
Роман Михаила Булгакова остаётся самым популярным произведением, возглавляя рейтинг отечественных книг, которые чаще других покупают и перечитывают россияне.