Самарцам показали, как речной «Титаник» поместился в Волге
Удивительное изобретение человеческой мысли
Фото: Рыбинский музей-заповедник
Теплоходы, пароходы, баржи, катера на подводных крыльях и на воздушной подушке… История волжского речного транспорта знает немало интересных и впечатляющих своими размерами и внешним видом типов судов. Однако среди них есть поистине удивительное создание, чудо инженерной мысли – беляна.
Поражающие своими размерами деревянные барки появились на Волге в конце XVI века, а расцвета строительство белян достигло в середине XIX столетия.
«Это были гигантские суда по размерам сопоставимые с лайнерами вроде «Титаника», — рассказал в эфире ГТРК «Самара» краевед и судомоделист Борис Агузаров. — Перевозили на них древесину и разобранные дома».
Фото: Борис Агузаров
Грузоподъёмность белян была более 10 тысяч тонн. Для строительства такого судна требовалось более 240 сосновых и 200 еловых брёвен. И ни одного гвоздя. Корпус барки не смолили и не красили, а бревна на ней перевозили бело-жёлтого цвета. Отсюда и название «беляна». Конструкция была непростой, в народе говорили: «разберёшь беляну одними руками, не соберёшь беляны всеми городами». Аналогов таким судам в мире нет.
«Это уникальные суда, наши волжские, нигде таких больше не было», — подчеркивает Борис Агузаров.
По словам краеведа, рассчитана была беляна только на один рейс и сплавлялась вниз по течению. Парусов на барке не было, управление осуществлялось с помощью руля, размещённого на корме. Судоводитель должен был хорошо знать реку и все индивидуальные особенности вверенной ему беляны. После прибытия в пункт назначения барка разбиралась, древесина шла на дрова или на лесопильные заводы.
Как отмечают исследователи, одна из последних белян была построена в 1939 году. В первой четверти XX века в Самаре по Волге сплавляли не только древесину, но и горы золота. Интересный факт истории Волжской военной флотилии.
А в наши дни дайвер погрузился в популярное Голубое озеро и увидел бог знает что.