В театре не работают, а служат.
Любовь к искусству объединяет зрителей и служителей муз
Фото: tvsamara.ru/Eвгения Гаврилкова
27 марта – Всемирный день театра. Этот праздник объединяет и тех, кто служит в театре, и тех, кто приходит туда в качестве зрителя.
Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Состоялась она в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы. В нашей стране отношение к театру особое. Во времена тяжёлых испытаний люди искусства делили тяготы и невзгоды со всем народом. Так было и в гражданскую, и в великую отечественную войны.
"Все для фронта, все для победы" — это был всеобщий лозунг. Под этим лозунгом работал и театр. Было создано 4 тыс. фронтовых бригад, объединявших 42 тыс. творческих работников, которые с концертными программами выезжали на фронт, в них входили лучшие актеры. В тяжелые будни войны встречи с актерами и искусством становились праздником для бойцов, помогали жить, сражаться, верить в победу. Герой Советского Союза генерал-полковник авиации М. М. Громов вспоминал, что
"актеры на фронте были желанными всегда и везде... Появлялись они на полевых аэродромах... поляна становилась вдруг зрительным залом, а зенитки и закамуфлированные самолеты — своеобразной декорацией".
За годы войны количество фронтовых театров увеличилось, в 1944 г. в действующей армии находилось 25 фронтовых театров. Многонациональный советский театр с честью выдержал суровые испытания военных лет и на деле доказал свою способность служить своему народу. За 4 военных года фронтовые театральные бригады провели 1 мил. 350 тыс. выступлений. В состав таких бригад входили ведущие московские актеры.
Не отставали от них и Куйбышевские деятели искусств. В нашем городе были сформированы бригады артистов эстрады, выступавших во фронтовых частях. Так от филармонии по всем направлениям работало 13 фронтовых бригад, многие из которых вместе с частями Красной Армии встречали День Победы у стен Рейхстага в Берлине. Те, кто оставался в тылу с октября 1941 по март 1942 годов провели свыше 400 концертов. Эта огромная работа была проделана в тяжелейших условиях (передвижение из колхоза в колхоз при температуре 40-50 градусов мороза, выступление в холодных неприспособленных помещениях, работа в карантинных районах). Многие жители отдалённых сёл и деревень впервые услышали сценическую речь, живое звучание различных музыкальных инструментов оркестра.
В 1944-ом в Куйбышев поступила телеграмма:
«Прошу передать сотрудникам Куйбышевского государственного драматического театра имени Горького, собравшим 50 000 рублей на восстановление Сталинграда, 40 000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков, 25 000 рублей на строительство танковой колонны, мой братский привет и благодарность Красной Армии»
— И. Сталин. Куйбышевский драмтеатр имени Горького в эти трудные годы поставил 39 спектаклей, в том числе на темы героики Великой Отечественной войны. Артисты часто выезжали с гастролями на фронт, показав в течение войны советским воинам в общей сложности 485 спектаклей. Концертные бригады обслуживали госпитали, писали для раненых письма домой, выполняли обязанности нянечек. И, конечно, не забывали о том, что их призвание помогать тем, кто сражается с врагом волшебной силой искусства. Материалом для выступлений становились и произведения, рождённые на полях сражений, такие как «Василий Тёркин» Твардовского В те годы репертуар театров пополнили пьесы посвящённые подвигу советского народа, и по сей день, они не теряют своей актуальности. Например, «Русский вопрос» Константина Симонова.
В наше время задача театра остаётся прежней: быть со всей страной, плечом к плечу – считает заслуженный артист РФ председатель Самарского регионального отделения СТД РФ Владимир Гальченко Идти навстречу друг другу очень важно. Для раненых бойцов выступление артистов – это возможность почувствовать себя дома, среди близких тебе по духу людей, которые пришли утешить тебя, развеселить. А для артистов, что это для них? Может быть, возможность посмотреть в глаза своим зрителям, понять чего сам ты стоишь?