суббота, 24 мая

«Жестокие нравы без удовольствия»: выяснили, что ещё думал о Самаре великий драматург Островский

В XIX веке самарская публика первой услышала его дебютную пьесу

7037

Без Александра Островского сегодня невозможно представить сценическое искусство. Его называют одним из столпов, на которых держится русский театр. Правда жизни, быт и нравы, пороки и соблазны, истинные человеческие ценности - темы, которые поднимает в своих произведениях автор, не теряют актуальности и в первой четверти XXI века.

Драмы Островского на современной сцене ставят как маститые театральные режиссёры, так и начинающие. Пьеса «Не от мира сего» стала основой дипломной работы Алексея Романова в СГИКе. Закончив вуз, уже в статусе профессионального режиссёра, Алексей захотел поставить это произведение на самарской сцене, так как в нём автор говорит о насущных и злободневных для современного общества проблемах.

«Человек, который живёт по совести...Эту проблему надо исследовать, и спустя двести лет она жива, – отметил в интервью ГТРК «Самара» режиссёр-постановщик Алексей Романов. - Всегда мы хотим заработать больше, чем имеем, всегда из-за денег идут обманы, интриги, рушатся семьи».

Деньги, родственные узы и человеческие отношения – темы, которые обсуждал с самарской публикой и сам Островский. Местное общество радушно встретило Александра Николаевича в начале 1849 года. Впрочем, стоит отметить, что в Самару тогда приехал не именитый драматург, а поверенный Екатерины Хардиной. Хотя это один и тот же человек. Цель визита Александр Островский объяснял необходимостью решить вопросы с наследством помещицы.

«Была официальная его позиция, что он едет сюда как поверенный в делах, а на самом деле Александр Островский преследовал свою цель – приехать в Самару для того, чтобы прочитать здесь пьесу «Банкрот» или «Свои люди – сочтемся» широкой публике и посмотреть на реакцию дворян», – рассказал в интервью ГТРК «Самара» старший научный сотрудник центра изучения книжной культуры отдела редких книг СОУНБ Сергей Николаев.

Первую пьесу начинающего литератора самарская публика встретила с интересом и одобрением. Чуть больше двух недель Островский пробыл в Самаре вместе со своим другом, переводчиком и литературный критиком Евгением Эдельсоном.

«Они постоянно ходили и на званые ужины, и на званые обеды в купеческие дома, были много раз в доме Аристарха Путилова (это лицо дворянского сословия Самары), были много раз в доме чиновника Воронина. И сам Александр Николаевич и Евгений Эдельсон писали в Москву своим родным, друзьям про Самару, про то, как они проводят здесь время», - рассказывает Сергей Николаев.

В «Ежегоднике Императорских театров» опубликованы воспоминания Александра Островского, в которых он делится своими впечатлениями о Самаре: «город большой, купеческий, жизнь благочестивая, семейная, без удовольствия, нравы жестокие».

Справедливости ради надо сказать, что такая жизнь была во многих уездных городах, коим в том время был и город Самара (центром губернии она станет лишь 2 года спустя в 1851 г.). Пройдут десятилетия, и уже знаменитый драматург Александр Николаевич Островский в 1883 году по просьбе городской думы пришлёт в Самару свой портрет. Сегодня он хранится в фонде СОУНБ.

Самара помнит не только знаменитых писателей, но и гениальных музыкантов. В 1973 году в Куйбышеве состоялся последний концерт Мстислава Ростроповича перед эмиграцией.

Ещё по теме

Читайте также