«Жестокие нравы без удовольствия»: выяснили, что ещё думал о Самаре великий драматург Островский
В XIX веке самарская публика первой услышала его дебютную пьесу
Фото: tvsamara.ru/Нина Некрасова
Без Александра Островского сегодня невозможно представить сценическое искусство. Его называют одним из столпов, на которых держится русский театр. Правда жизни, быт и нравы, пороки и соблазны, истинные человеческие ценности - темы, которые поднимает в своих произведениях автор, не теряют актуальности и в первой четверти XXI века.
Драмы Островского на современной сцене ставят как маститые театральные режиссёры, так и начинающие. Пьеса «Не от мира сего» стала основой дипломной работы Алексея Романова в СГИКе. Закончив вуз, уже в статусе профессионального режиссёра, Алексей захотел поставить это произведение на самарской сцене, так как в нём автор говорит о насущных и злободневных для современного общества проблемах.
«Человек, который живёт по совести...Эту проблему надо исследовать, и спустя двести лет она жива, – отметил в интервью ГТРК «Самара» режиссёр-постановщик Алексей Романов. - Всегда мы хотим заработать больше, чем имеем, всегда из-за денег идут обманы, интриги, рушатся семьи».
Деньги, родственные узы и человеческие отношения – темы, которые обсуждал с самарской публикой и сам Островский. Местное общество радушно встретило Александра Николаевича в начале 1849 года. Впрочем, стоит отметить, что в Самару тогда приехал не именитый драматург, а поверенный Екатерины Хардиной. Хотя это один и тот же человек. Цель визита Александр Островский объяснял необходимостью решить вопросы с наследством помещицы.
«Была официальная его позиция, что он едет сюда как поверенный в делах, а на самом деле Александр Островский преследовал свою цель – приехать в Самару для того, чтобы прочитать здесь пьесу «Банкрот» или «Свои люди – сочтемся» широкой публике и посмотреть на реакцию дворян», – рассказал в интервью ГТРК «Самара» старший научный сотрудник центра изучения книжной культуры отдела редких книг СОУНБ Сергей Николаев.
Первую пьесу начинающего литератора самарская публика встретила с интересом и одобрением. Чуть больше двух недель Островский пробыл в Самаре вместе со своим другом, переводчиком и литературный критиком Евгением Эдельсоном.
«Они постоянно ходили и на званые ужины, и на званые обеды в купеческие дома, были много раз в доме Аристарха Путилова (это лицо дворянского сословия Самары), были много раз в доме чиновника Воронина. И сам Александр Николаевич и Евгений Эдельсон писали в Москву своим родным, друзьям про Самару, про то, как они проводят здесь время», - рассказывает Сергей Николаев.
В «Ежегоднике Императорских театров» опубликованы воспоминания Александра Островского, в которых он делится своими впечатлениями о Самаре: «город большой, купеческий, жизнь благочестивая, семейная, без удовольствия, нравы жестокие».
Справедливости ради надо сказать, что такая жизнь была во многих уездных городах, коим в том время был и город Самара (центром губернии она станет лишь 2 года спустя в 1851 г.). Пройдут десятилетия, и уже знаменитый драматург Александр Николаевич Островский в 1883 году по просьбе городской думы пришлёт в Самару свой портрет. Сегодня он хранится в фонде СОУНБ.
Самара помнит не только знаменитых писателей, но и гениальных музыкантов. В 1973 году в Куйбышеве состоялся последний концерт Мстислава Ростроповича перед эмиграцией.