среда, 6 ноября

Стало известно, кто привез горы золота в Самару

Интересные страницы истории Волжской военной флотилии

3183

Фото: tvsamara.ru/Алевтина Серебрякова

В истории судоходства по Волге немало славных страниц и героических событий. Самая большая река в Европе и одна из крупнейших рек в мире с древнейших времен была главной транспортной магистралью. В разное время по Волге ходило более 400 типов судов, различных по назначению, размерам, технологии производства.

Знаменательное событие произошло в первой четверти XX века. Летом 1918 года была создана Волжская военная флотилия. В России тогда шла Гражданская война. Понимая, что Волга является одной из главных коммуникационных линий региона, формированием речного боевого флота параллельно занимались две противоборствующие стороны – Красная армия и Белое движение при непосредственном участии легионеров Чехословацкого корпуса.

«Гражданская война – это не только конница, тачанка, Чапаев, Будённый, это была грандиозная битва двух флотов: красного и белого. Причём на всём протяжении Волги: от Каспийского моря вплоть до истока реки, - рассказал в эфире ГТРК «Самара» краевед Борис Агузаров - Можно предположить, что красные создали флот, чтобы противостоять белым войскам, что было бы логично. Но это не так. На самом деле всё началось с голода в России. В одной деревне продразвёрстка конфисковала мешки с зерном, в следующей деревне набегали мужички и отбирали его обратно. Тогда было решено – доставлять хлеб при помощи водного транспорта. С баржи, которая идёт на буксире, трудно своровать зерно».

Для охраны ценного груза в Вольске (Саратовская область) была создана Вольская красная военная флотилия. На судах несли службу вооруженные отряды. Однако мичман Балтийского флота Георгий Мейрер, воевавший в белых войсках Восточного фронта, не побоялся грозной охраны.

«Мейрер узнал, что ниже Самары по течению, в районе современной Винновки, стояло на якоре груженное хлебом баржа. Он решил взять её на абордаж. Мейрер подошёл к реке, увидел причаливший буксир, поднялся на борт этого буксира и сказал капитану: «я принимаю командование вашим судном, выполняйте все мои приказы». Куда деваться, пришлось подчиниться. У этого буксира верхняя палуба была меньше, чем борт баржи с хлебом. Но подплыв ближе, оказалось, что караул там мертвецки пьян. Они спокойно проникли на эту баржу, убивать никого не стали, просто спустили на лодке. Подогнали зерно, которого хватило надолго тем войскам, которые формировались здесь в Самаре, и гражданскому населению что-то перепало», – рассказывает Борис Агузаров.

До августа 1918 года мичман Мейрер был первым командующим Волжской флотилии. Удачная операция в Винновке стала началом пути. Командующий вместе с назначенным тогда же начальником штаба Василием Ершовым приступили к формированию Волжской речной военной флотилии. Началось переоборудование речных гражданских судов в плавучие броненосцы, на палубах устанавливались пулемёты. К этому времени Красный флот насчитывал порядка 20-30 пароходов. Столько же примерно было у мичмана Мейрера. Рассказывает Борис Агузаров:

«И ещё интересный эпизод. Золотой запас, как известно, был вывезен из Перми через Самару и увезён Колчаком на восток, где это золото пропало и сгинуло. Но то, что оно по Волге пришло в Самару, по документам было принято, это соответствующий истории факт. Много тонн золота было доставлено белой флотилией с Камы в Самару и в Самаре перегружалось».

В 1918-1919 гг. шли ожесточённые бои. Завершилась Гражданская война победой Красной армии. Для Белой флотилии боевые действия закончились в устье реки Белой в районе Перми. За Урал она отступала уже посуху.

Как историю страны и родного края преподают современным школьникам? Секретами мастерства поделились талантливые наставники Хворостянского района.

Ещё по теме

Читайте также