А кто за кадром? Герои «Острых козырьков», «Винкс» и «Щенячьего патруля» говорят голосом актрисы из Самары
Екатерина Семенова: «Мечтаю озвучить какую-нибудь по-настоящему глубокую, драматическую роль»
Фото: Из архива Екатерины Семеновой
Екатерина Семенова - уроженка Самары, одна из самых популярных русских актрис дубляжа. На ее счету более 300 фильмов, мультфильмов, театральных работ и видеоигр, аудиокниг. Она подарила свой голос Стелле из «Винкс», Рокки из «Щенячьего патруля», Эйде Шелби из «Острых козырьков» и многим другим. Огромное количество поклонников любят ее, ассоциируют с любимыми героями и ждут новых творческих сюрпризов.
- Всегда ли вы мечтали стать актрисой и почему решили поступать в СГПУ?
- Становиться актрисой я не собиралась. В планах было поступление на филологический факультет (русская филология). Я посещала подготовительные курсы в Самарском университете и педагогическом институте. За несколько дней до начала экзаменов у меня обострился аппендицит, на экзамены я не попала, а попала, в итоге, в больницу. Надо мной нависла угроза пропуска года, многие мои одноклассники поступали в различные ВУЗы, а я больше месяца пролежала на больничной койке. Очень сильно расстроилась, что осталась не у дел. Когда моя мама пошла забирать документы, увидела объявление о наборе на экспериментальный курс: «Театр и Мировая художественная культура» в Педагогическом Институте. Вступительные экзамены проводились в начале сентября. Я решила попробовать поступить туда. И начала готовиться. В итоге успешно прошла творческие испытания, сдала экзамены, стала студенткой СГПУ.
- Как сложилась ваша жизнь после окончания университета?
- По окончании университета осталась работать на кафедре мастерства актёра ассистентом своего педагога - Владимира Николаевича Кузенкова. Бесконечно благодарна ему за высочайший уровень педагогических и актерских знаний и навыков, которые он с таким вдохновением передавал нам, своим ученикам. Быть его студенткой и впоследствии работать под руководством такого большого мастера было огромной удачей и счастьем! Именно он привил мне вкус к подлинному театральному искусству, интерес к педагогическому процессу, задал высокую эстетическую планку, увидел во мне педагогические способности и пригласил преподавать сценическую речь. Я с трепетом и большой ответственностью отнеслась к этому предложению, для меня это была возможность дольше самой оставаться в процессе обучения, ведь, обучая других, ты на новом этапе учишься сам.
После окончания аспирантуры ВТУ им.Щукина я ещё несколько лет преподавала в разных вузах предмет «Культура речи»: в Институте Психологии и Психоанализа, в студии циркового искусства, в Академии им.Гнесиных.
- Как попали в дубляж?
- В дубляж я попала просто, придя на студию озвучания, безо всяких рекомендаций. До этого я работала (и сейчас продолжаю сотрудничать) на студии записи аудиокниг, у меня был опыт работы у микрофона. Я пришла, сказала, что хочу попробовать свои силы, давно мечтала заниматься дубляжом, мне предложили фрагмент текста и видео. Пройдя пробы, была приглашена на озвучение документальных программ для каналов СТС и «Культура».
- Какая была первая роль в дубляже и как вы с ней справились?
Сначала, как я уже сказала, были документальные программы, потом был сериал «Танцы под звездами», где я озвучила главную героиню Сильвию, которую исполняла Моника Круз. Справилась с ролью довольно успешно. Вскоре как раз был кастинг на мультсериал «Винкс». Никто даже представить себе не мог, что сериал будет пользоваться такой популярностью.
- Как получилось так, что в мультфильме «Клуб Винкс» вы озвучиваете двух противостоящих персонажей - Айси и Стеллу?
- В нашей профессии очень часто бывает так, что актёру приходится озвучивать нескольких персонажей в одном фильме или сериале. Мультсериал «Винкс» не был исключением. Меня утвердили на две роли – Стеллы и Айси. И я с одинаковым удовольствием работала над обеими ролями, поскольку они очень разноплановые и для актёра это всегда ценный и интересный опыт.
- В чём феномен популярности «Винкс», почему девочки до сих пор хотят подражать феям?
- Мне кажется, что, прежде всего, секрет успеха сериала – это точное попадание в целевую аудиторию – в основном, это девочки, которые мечтают о приключениях, превращениях, о какой-то магии. Кроме того, в сериале очень много музыкальных фрагментов, написанных, на мой взгляд, талантливыми композиторами, созданы яркие образы персонажей, продуман дизайн костюмов – все это, конечно, очень привлекательно. Ну, и сама идея этого сериала, заключающаяся в том, что, объединив усилия с друзьями, можно победить все невзгоды, тоже вселяет оптимизм и заставляет следить за развитием сюжетной линии
- Как относитесь к тому, что поклонники идентифицируют вас со Стеллой и Айси? Кто из героинь Вам ближе?
- Это довольно распространённое явление, когда актёра идентифицируют с его героем. Особенно это свойственно детям – для них, то что они видят на экране и голос, который сопровождает увиденное, являются единым целым. Никогда не могу сказать, какая из героинь ближе, потому что для меня работа над любым персонажем уникальна и я ей дорожу.
- Вашем голосом говорит D.va - персонаж игры Overwatch, скажите, до этого вы уже озвучивали игры? Играли в Overwatch?
- Да, я регулярно озвучиваю видеоигры. Не могу сказать, что испытываю какое-то огромное удовольствие от игр, где мне приходится громко кричать и командовать, осуществляя какие-то боевые действия, например, но это тоже часть моей профессии и я стараюсь делать её хорошо. Среди персонажей игр попадаются и интересные для меня, в том числе Дива. Мне кажется, она получилась живой и настоящей. Сама я не играла в эту игру, так как у меня нет на это времени, но я слышала много положительных отзывов, в частности, о моей героине и я знаю, что у Дивы даже есть свои поклонники.
- В сериале «Как избежать наказания за убийство» все персонажи постоянно балансируют на грани добра и зла, поэтому нет чёткого деления на отрицательных и положительных. Какой вы видите свою героиню Микаэллу Прад? Каких качеств в ней больше? Что вы в ней понимаете, а что осуждаете?
- Я стараюсь не осуждать героинь, просто наблюдать за их проявлениями и выражать их эмоции максимально точно. Мне трудно сказать какие качества преобладают в Микаэлле, потому что их пропорциональность постоянно меняется по мере развития сюжета. Здесь речь скорее про личностную деформацию, которая происходит из-за выбранной профессии юриста.
- Какая, на ваш взгляд, главная мысль сериала «Как избежать наказания за убийство»?
- Насчёт главной мысли тоже сложно сказать однозначно. Наверное, о том, что каждый человек в разной степени неоднозначен, любые обстоятельства можно умело скрыть и попытаться наказания всё-таки избежать, но всё это затягивает, не позволяет потом выпутаться.
- В 2018 году крупнейший информационный канал США Fox News Channel был вынужден закрыть сериал «Люцифер», где Вы озвучиваете Мейзикин, из-за массовых протестов верующих людей, возмущенных «прославлением сатаны», сообщает christianpost. Что думаете по этому поводу?
- Я думаю, что чувства верующих безусловно нужно уважать, но творчество многогранно, вряд ли у создателей сериала было намерение кого-то оскорбить.
- Какой жанр больше всего нравится озвучивать? Есть ли любимая роль?
- Как я уже говорила ранее, мне сложно отдать предпочтение какому-то персонажу или определённому жанру. Важно, чтобы фильм был, прежде всего, по-настоящему, художественный, талантливый, интересный, несущий какой-то смысл. Одна из последних любимых ролей – Ракель Мурильо в сериале «Бумажный дом» для платформы «Нетфликс».
- Есть ли роль, о которой вы пожалели?
- Всегда несколько грустно, если фильм, который предлагается озвучивать, исключительно коммерческий, не имеющий особенной художественной ценности. В таком случае, конечно, сожалеешь о том, что вынужден тратить свои способности, эмоции, голосовые данные на подобные фильмы. Но так как это тоже часть моей работы, то делаю и её профессионально.
- Кого мечтаете озвучить?
- Мечтаю озвучить какую-нибудь по-настоящему глубокую, драматическую роль в интересном, талантливом фильме, причём, сделать это очень подробно, вдумчиво, не торопясь, прорабатывая каждую сцену, с хорошим режиссёром. А ещё я очень хотела бы озвучивать какие-то образовательные проекты, в частности, для детей, потому что считаю, что это могло бы стать очень важным вкладом в воспитание подрастающего поколения. Недавно мы записали с моими коллегами несколько сказок для Яндекса и я очень обрадовалась, что мне выпало такое счастье участвовать в подобном проекте. Это как раз и есть тот самый вклад в воспитание и образование детей. Мои дети с удовольствием их слушают.
- Расскажите о роли, которая нравится вашим детям
Мои дети с радостью смотрят мультипликационные фильмы, где я озвучила разных персонажей - «44 котёнка», «Щенячий патруль», «Фиксики - большой секрет». Слушают аудиокниги в моём исполнении.
18 октября 2010 года в театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера вашего спектакля «Медовый месяц» по пьесе известного австрийского драматурга Габриеля Барилли. Главные роли в нем исполнили Ольга Бузова, Анастасия Стоцкая и Тамара Цацанашвили. Три героини с совершенно разными характерами и взглядами на взаимоотношения между мужчиной и женщиной волей обстоятельств собираются вместе в канун Рождества. И вот, что пишет портал journs.ru об этой постановке: «Женщина может быть женщиной только в присутствии мужчины», - говорит своей постановкой Екатерина Семенова. Ей кажется, что борьба за эмансипацию и отстаивание своих прав слабой половиной человечества - утопичная идея: «Любая независимость хороша в пределах разумного». В спектакле мужчины не находятся буквально. Зрители слышат только их голоса на автоответчике телефона.
- Скажите, спустя уже 11 лет возможно было бы поставить вновь этот спектакль, в эпоху популярности феминизма и Новой Этики?
- Феминизм на разных этапах развития общества находит своё выражение в разных формах. Не знаю, что вы подразумеваете под «новой этикой», но пьеса, на мой взгляд, будет актуальна всегда. Так как она об отношениях двух полов, а это то, что заботит большинство людей вокруг.
- Считаете ли, что феминизм в обществе сейчас существует в пределах разумного?
- Да, пока наблюдаю, что феминизм «в пределах разумного» и, к счастью, в нашем обществе преобладают традиционные ценности.
- Чье мнение после спектакля для вас важнее - театрального критика или зрителя?
- Мне важна любая обратная реакция, в здравых формах, конечно. Зритель, наверное, несколько важнее, так как актер работает, прежде всего, для него, нежели для оценки критиков. Хотя, повторюсь, здравая критика помогает развиваться, указывает на то, что нужно уточнить, ведь творческий процесс - дело живое.
- Чем сейчас живет Екатерина Семёнова?
Сейчас в работе много интересных проектов, не все могу разглашать, так как, чаще всего, подписываю бумаги о неразглашении до официального выхода.
Много радости и вдохновения дарит мне возвращение на сцену в качестве актрисы. Вот уже несколько лет, как мы с некоторыми актерами и режиссёром озвучения объединились и решили сделать свой спектакль. Сначала просто для себя, для своих друзей, а теперь уже и для новых зрителей, которые с удовольствием приходят к нам на спектакли и ждут продолжения. У нас сложился уникальный коллектив: Алексей Войтюк, Игорь Стаценко - талантливые актеры, окончили Школу-студию МХАТ (мастерская А. Мягкова). Все актёры потрясающие, талантливые. (О себе судить сложно, я говорю о своих партнерах). Мы работаем очень подробно, погружаемся в материал, ищем новые средства выразительности. У нас гениальный режиссер – Мешковой Олег Николаевич, он окончил режиссерский курс ГИТИСа (мастерская Л.Хейфеца), сам блестящий актёр, сейчас воплощает свои замыслы в качестве режиссера. Мы сыграли уже 27 спектаклей по пьесе А.П.Чехова «Медведь», сейчас работаем ещё над одной одноактной чеховской пьесой, где будет занят ещё один талантливый, яркий актёр озвучения - Александр Коврижных.