пятница, 10 января

Режиссер Денис Хуснияров рассказал об артистах, которые не читают книги из школьной программы

Художественный руководитель «СамАрта» поделился своими методами постановки спектаклей

5934

Фото: tvsamara.ru/Анна Квенцер

Новый художественный руководитель Самарского театра юного зрителя «СамАрт» Денис Хуснияров в интервью ГТРК «Самара» рассказал о своих методах работы с труппой при подготовке спектакля и о том, что делать с актёрами, которые не читали классику.

Выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства работает в Самаре менее года, с весны 2023-го. В одном из своих более ранних интервью Денис Хуснияров называл себя достаточно жёстким режиссёром. «Если мне что-то не нравится — я выгоняю, (...) так что артистам непросто, они мучаются, но артисты должны мучиться», — говорил театральный деятель. Сегодня он признаётся, что так же остаётся требовательным перфекционистом, но держать актёров в ежовых рукавицах уже не приходится.

«Раньше, может быть, это было, а сейчас достаточно всё как-то миролюбиво. Просто чётко ставится задача, требования, и всё складывается и происходит. Я не очень ощущаю, что где-то мне надо достать плётку или что-то. Но да, я в этом смысле не глажу по головке, потому что главное — это продукт, он должен быть качественный», — подчеркивает худрук самарского ТЮЗа.

В академии Денис Хуснияров учился у Семёна Спивака. Своего мастера он называет режиссёром ярких форм, как правило, комедийных лёгких историй. В интервью бывший ученик признался, что за 5 лет так наелся жизнерадостным театром, что почувствовал в нём пустоту и отказался от лёгкости ради самой лёгкости.

«Я пришёл к такому балансу, где комедийность перекликается очень серьёзно с глубоким разговором, порой даже с трагичным разговором, драматичным. Мне кажется, это важно», — считает Денис Хуснияров.

Своим путём режиссёр решил пойти и при создании спектаклей, отказавшись от одного из традиционных этапов работы над постановками. По словам Дениса Хусниярова, он старается до такой степени погрузить текст, автора и обстоятельства пьесы в плоть и кровь артистов, чтобы потом они могли сыграть в любом месте.

«Репетиционные застольные периоды — это для меня основа. Потом после застолья, как правило, встают на ноги в репзале и начинают выстраивать всю структуру спектакля. И после этого переходят на сцену и там уже работают в декорациях. Я же вот этот период — серединку, выстройку спектакля в репзале — уже упразднил. (…) Потому что это двойная работа. И я решил из застолья сразу переходить на сцену. Много раз уже экспериментировал и мне кажется, что это точнее», — говорит Денис Хуснияров.

Как рассказывает режиссёр, в своей практике ему постоянно приходится сталкиваться с актёрами, которые в ответ на предложение сыграть кого-нибудь из классического репертуара отвечают, что не знают и никогда не читали то или иное произведение. Причём это касается артистов абсолютно любых театров: как больших, так и маленьких, провинциальных или столичных.

«Это сплошь и рядом. Артисты — это инопланетяне, это такие милые дети. С них спрашивать... Как мой мастер говорил, главное — не знание, а сознание. Т.е. у артиста есть какой-то орган, который отвечает за эту лёгкость, за отрыв, этот полёт на сцене. Он даже если не читал, он может сыграть так, что мы будем думать, что он читал. Вот это уникальное качество, вот за это мы их и любим. (…) Ну, почитай говорим. Ну, как ты не видел? Ну, я не видел. Ну, посмотри. Это нормально», — поделился Денис Хуснияров.

Напомним, сейчас в Самаре активно идёт строительство третьего комплекса Театра юного зрителя. Зрители смогут не только смотреть спектакли, но совершать прогулки по зимнему саду.

Ещё по теме

Читайте также