суббота, 23 октября

Фестиваль «Шостакович XX век»: программа на 14 сентября

1243

В Самаре  в субботу, 11 сентября, на сцене Самарского академического театра оперы и балета прошло торжественное открытие крупнейшего музыкального фестиваля России - "Шостакович ХХ век". 

14 сентября зрители смогут увидеть балет Жана-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича "Укрощение строптивой". Мировая премьера состоялась 4 июля 2014 года.

Жан-Кристоф Майо не первый, кого привлекла идея привести на балетную сцену воинственных героев комедии Шекспира. Среди его предшественников были Морис Бежар (его версия промелькнула в середине 1950-х практически незамеченной) и Джон Крэнко, спектакль которого стал классическим, шел в том числе в Большом, и до сегодняшнего дня украшает многие сцены.

«Мне интересно показать, что приведет Петруччо и Катарину к любви. Эти персонажи, которые встретились не по своей воле, несмотря ни на что, откроют для себя любовь. Их свадьба говорит нам о том, что не надо никого судить: даже ведьма или гнилое яблоко могут найти свою половину. Для меня важнее всего дать почувствовать, что эта кошка нашла своего кота, а не показать дикую тварь и ее дрессировщика» — так объяснял свой выбор сюжета Майо.

Он обладает талантом рассказывать сказки, причем так, что каждый способен усмотреть в его «Ромео и Джульетте», «Золушке» или La Belle («Спящей красавице») кусочек собственной жизни, каким-то непостижимым образом подсмотренный хореографом. Воспитанник классической французской школы и экс-солист Гамбургского балета Джона Ноймайера, он сохраняет верность пуантам и неоклассическому балету. Поэтому в очереди на постановки Майо стоят ведущие театры мира. Но он несколько десятилетий сохранял поразительную преданность Балету Монте-Карло. Мировые премьеры более чем трех десятков его спектаклей прошли в Монако, остальным приходится довольствоваться лишь копиями. Исключение хореограф сделал только для Большого театра.

«Сколько бы времени ты ни провел со своей труппой, когда тебе переваливает за пятьдесят лет (особенно если случается серьезная проблема со здоровьем), понимаешь, что позади осталось больше, чем впереди. Становится жаль, что ты так и не попытался совершить какую-нибудь авантюру. Прийти в труппу, которую не знаешь и которая не знает тебя, — это вызов, которого я хотел и ждал», — объяснял Майо свой шаг.

Мощную, многоголосую и афористичную пьесу Шекспира, использованную как каркас, он, как всегда, превратил в кино на пальцах — с помощью своего постоянного соавтора, сценографа Эрнеста Пиньон-Эрнеста, придумавшего оптимальную конструкцию из двух лестниц, съезжаю­щихся и разъезжающихся под разными углами и трансформирующих пространство. Костюмы Огюстена Майо, сына хореографа и ученика Карла Лагерфельда, могут быть датированы и золотым веком Голливуда, и сегодняшними днями. Сюжет «Укрощения строптивой» хорош для хореографа тем, что не теряет актуальности: проблему старшинства в выдаче дочерей замуж он игнорирует, зато сложность семейных отношений строптивой Катарины с отцом, сестрой Бьянкой, ее воздыхателями и женихом-мужем не теряет актуальности даже в эпоху победившей эмансипации.
Майо не скрывал, что хотел поставить спектакль на музыку именно русского композитора, потому что делал его в Большом театре: для него это был способ найти взаимопонимание со своими танцовщиками. «Эх вы, сени, мои сени», сопровождающие первое появление Петруччо, или «Вы жертвою пали в борьбе роковой», под которую он ведет свою женушку домой, создают мощнейшее отстранение.

«Не будучи русским, я не знаю философского смысла музыки Шостаковича, — признавал хореограф, — но как у любого человека, у меня есть право почувствовать в ней эмоцию. Сам Шостакович принадлежит России, но его музыка принадлежит всему миру».

Сразу же оказалось принадлежащим миру и «Укрощение строптивой» Майо. Он не только был признан лучшим балетом сезона, которому досталась коллекция Национальной театральной премии «Золотая маска», — спектакль широко востребован на зарубежных гастролях наряду с академической классикой, а в России был показан на крупнейших фестивалях Dance Open в Санкт-Петербурге и Платоновском международном в Воронеже. Зрителям в разных частях света оказалась близка идея хореографа, что «принимать правила игры, чтобы выжить, не означает идти на компромисс».

А в Филармонии Тольятти 14 сентября состоится камерный концерт с участием солистов: Владимира Родина (фортепиано), Аяко Танабе (скрипка), Ибрагима Нагиева (виолончель).

Произведения:

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели № 1 до минор op. 8 (1923)


Летом 1923 года шестнадцатилетний Д. Д. Шостакович после тяжелой операции на бронхах отправляется на лечение в крымский санаторий. Там он встречает дочь московского литературоведа, свою ровесницу Татьяну Гливенко, ставшую первой серьезной любовью композитора. Татьяне была посвящена Первая симфония (1924–1925), работа над которой пришлась как раз на время развития отношений, и одночастное фортепианное трио, законченное в 1923 году. Исполненное в апреле 1924 года в присутствии Николая Мясковского Трио № 1 вскоре оказалось в тени более зрелых сочинений, а после появления в 1944 году знаменитого Трио памяти И. И. Соллертинского было практически забыто и впервые опубликовано только в 1983 году в 37-м томе собрания сочинений. При подготовке к изданию двадцать два несохранившихся в фортепианной партии такта были дописаны Борисом Тищенко.
Несмотря на очевидное влияние позднего романтизма (Трио начинается с вагнеровского мотива-томления), в своем юношеском камерном сочинении Шостакович уже демонстрирует черты своего стиля, а именно — владение формой (в сонатной форме можно увидеть черты цикла), театральную яркость и образность (контрасты кантиленных разделов со скерцозными), оригинальную гармонию. Это камерное произведение с полным правом можно считать блестящим эскизом к симфониям молодого Шостаковича.

Борис Тищенко (1939–2010)
Соната для виолончели соло № 1 op. 18 (1967)


Близкая по тесситуре человеческому голосу виолончель — один из любимых инструментов Бориса Тищенко, которому он часто поручает роль трагичес­кого героя. Пятичастная Соната № 1 для виолончели соло была написана Тищенко в 1960 году во время учебы в Ленинградской консерватории и по жанру больше напоминает взволнованный патетический монолог. В партии солиста использованы все регистры виолончели, наделенной выразительностью человеческой речи. Композитор закольцовывает свою сонату, повторяя музыку первой части (Largo rubato) в финале, тем самым усиливая эффект убедительности.

Николай Пейко (1916–1995)
Соната для фортепиано № 3 (1990)


Композитор, педагог, дирижер Николай Иванович Пейко — один из любимых учеников Н. Я. Мясковского и во многом его духовный преемник. Сочинениям Пейко, как и музыке Мясковского, присуща особая внутренняя дисциплина и строгость, углубленность и созерцательность. Так же, как и его учитель, Пейко был выходцем из офицерской семьи (его отец Иван Игнатьевич был репрессирован и расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 году). Обладавший феноменальной памятью и музыкальной одаренностью Николай Пейко был одним из энциклопедически образованных людей своего времени. Блестящий, легко читавший с листа партитуры любой сложности, в своей фортепианной музыке Пейко стремился к ясности фактуры и голосоведения, наделяя при этом музыку оркестровой выразительностью. Оригинальные созвучия создаются у композитора полифоническими средствами, его стиль письма можно сравнить с графикой, где важен каждый штрих.
Три сонаты Пейко, созданные им в разные периоды жизни, по масштабности концепций вполне можно назвать симфониями для фортепиано. Соната для фортепиано № 3 была написана в 1990 году и принадлежит к числу последних сочинений мастера, при ясной опоре на классические формы в ней отзвуки музыки XX века. Каждая из четырех частей сонаты — отдельная звуковая фреска. Первая часть, Токката (Allegro molto), написанная в сонатной форме, своей фактурой и общим тревожным настроением напоминает знаменитую сонатную Триаду Прокофьева. Написанная в трехчастной форме вторая часть, Интрада и Ария, уводит в сторону созерцательной лирики, а стремительное скерцо заставляет вспомнить Шостаковича. Соната завершается Прелюдией и фугой, отсылающей к сочинениям старинных мастеров.

Мечислав Вайнберг (1919–1996)
Соната для скрипки соло № 2 op. 95 (1967)


Композитор Мечислав (Моисей) Вайнберг — один из самых близких друзей Д. Д. Шостаковича. В 1939 году Вайнберг окончил Варшавскую консерваторию и в этом же году бежал из захваченной нацистами Польши. В Советском Союзе Вайнберг учился в Минской консерватории, а в 1941 году в эвакуации познакомился с Д. Д. Шостаковичем, став, по сути, одним из его ассистентов. В феврале 1953 года был арестован по «делу врачей», был освобожден благодаря ходатайству Д. Д. Шостаковича и Н. И. Пейко. Сочинял музыку в разных жанрах, перу Вайнберга принадлежат 7 опер, 22 симфонии, 17 струнных квартетов, концерты и камерные сонаты, музыка к кинофильмам «Летят журавли», «Афоня», трилогии мультфильмов про Винни-Пуха.
В скрипичной сонате соло № 2 семь частей, каждая из которых имеет свое название: Монодия, Пауза, Интервалы, Реплики, Аккомпанемент, Инвокация, Синкопы. По своему жанровому типу соната Вайнберга восходит к барочной партите, однако композитор преследует больше не пластическую (чередование определенных танцев), а конструктивную идею, применяя в своей музыке разные фактурные и метроритмические приемы.

Маргарита Кусс (1921–2009)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ре минор (2001)


Маргарита Ивановна Кусс — выпускница Московской консерватории по классу композиции В. Я. Шебалина. С обучавшим ее инструментовке Д. Д. Шоста­ковичем Маргариту Ивановну связывала нежная дружба. В 1953 году, во время сочинения Десятой симфонии, Шостакович регулярно переписывался с Кусс, отправляя иногда по несколько писем в день (в Российский национальный музей музыки было передано 40 писем и 15 телеграмм Шостаковича). М. Кусс известна как автор камерно-вокальных сочинений, а также как талантливый аранжировщик народных песен и мелодий. Написанное в 2001 году Трио для фортепиано, скрипки и виолончели продолжает линию лирико-романтических высказываний. Премьера сочинения состоялась в Концертном зале Союза композиторов.

Читайте также