вторник, 28 сентября

Фестиваль «Шостакович XX век»: программа на 15 сентября

803

В среду, 15 сентября, на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоится концерт Михаила Лидского (фортепиано) и Доменико Нордио (скрипка).

В программе мероприятия - следующие произведения:

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
8 прелюдий op. 34, переложение для скрипки и фортепиано Дмитрия Цыганова (1933)


Камерно-инструментальная музыка в XX веке — пространство экспериментов, а также возможность композиторам выразить свое личное, сокровенное, скрытое от официального внимания и контроля.
Цикл из 24 прелюдий (op. 34) Шостакович написал в том же году, что и оперу «Леди Макбет Мценского уезда» — работа над прелюдиями была начата 30 декабря 1932 года, а последняя точка была поставлена 2 марта 1933 года. Цикл прелюдий во всех тональностях Шостакович формирует по шопеновскому принципу, следуя от до мажора в сторону диезных тональностей, а затем возвращаясь по бемольному кругу. Образный и жанровый круг прелюдий очень широк, им присуща театральность и характерное для этого периода творчества Шостаковича нарочитое противопоставление «высокого» и «низкого». Почти сразу после их написания и публичного исполнения прелюдии Шостаковича привлекли внимание его друга Дмитрия Цыганова, первого скрипача квартета им. Бетховена. Его переложения прелюдий для скрипки и фортепиано (всего было сделано 19 транскрипций) стали классикой скрипичного репертуара. В них еще ярче проявилась диалогичность и театральная образность шостаковичевских миниатюр.

Луиджи Даллапиккола (1904–1975)
Вторая Тартиниана для скрипки и фортепиано (1956)


Современник Шостаковича итальянский композитор Луиджи Даллапиккола был приверженцем изобретенного Арнольдом Шенбергом метода додекафонии и уделял в своем творчестве огромное внимание самой технике письма. Написанная в 1956 году Tartiniana secondo (вторая тартиниана) для скрипки и фортепиано на фоне додекафонных сочинений того же периода («Песни освобождения») выделяется обращением к тональной технике письма. Обе «Тартинианы» Даллапикколы были вдохновлены фотокопиями рукописей итальянского скрипача XVIII века Джузеппе Тартини, которые подарил композитору скрипач Матерасси. «Тартинианы» стали особым случаем интертекста в музыке XX века. Внешняя простота квазибарочного четырехчастного цикла обманчива. Цитаты из старинной музыки становятся основой для изощренной контрапунктической игры.

Пауль Хиндемит (1895–1963)
Соната для скрипки и фортепиано (1935)


Соната для скрипки и фортепиано in E Пауля Хиндемита была написана в 1935 году, вскоре после того, как композитор покинул нацистскую Германию. Несмотря на непростые жизненные обстоятельства и серьезную мировую политическую ситуацию, немецкий классик создает в это время достаточно светлые и лиричные по образному строю камерные сочинения. Двухчастная скрипичная соната написана по модели последней бетховенской фортепианной сонаты, где после активного и быстрого движения идет медленная, созерцательная часть. В сочинении слышатся отголоски более ранних сочинений (например «Четырех темпераментов»), что лишь подчеркивает найденный композитором в 30-е годы собственный стиль.

Жан Франсе (1912–1997)
Сонатина для скрипки и фортепиано (1934)


Сонатина для скрипки и фортепиано французского композитора Жана Франсе написана в 1934 году, в одно время со скрипичной сонатой Хиндемита. Подобно своему немецкому коллеге, Франсе также уходит от острых политических проблем в сферу возвышенного искусства, блистая легкостью и остроумием. В трехчастной сонатине чувствуется игра со слушателем, проявляющаяся через сопоставление громкости, звучания участников ансамбля, причудливые вариации финала. Форма скрепляется постоянным возвращением к найденной яркой теме, а стиль можно охарактеризовать как неоклассицизм, с аллюзиями как к классикам, так и к современным Франсе композиторам «французской шестерки».

Артюр Онеггер (1892–1955)
Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1919)


Один из представителей этой «шестерки» Артюр Онеггер написал свою Сонату для скрипки и фортепиано в 1919 году. Несмотря на общую для первой четверти XX века тенденцию французской музыки к упрощению, манифестированную Сати и Кокто, Онеггер доказывает обратные идеи. Его собственная задача — искать полифонические сложности. В трех частях сонаты композитор полностью отходит от идеи легкого и понятного, активно используя полифонию с характерной для нее рефлексией и созерцанием.

Борис Чайковский (1925–1996)
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор (1959)


Скрипичная соната Бориса Чайковского была создана в 1959 году, в то время когда молодой композитор рефлексирует через камерно-инструментальную музыку на тему нравственной стойкости человека. Вместо привычной для сонаты антитезы Чайковский противопоставляет не темы, а части. Борьба меланхолии и экспрессии выражена через варьирование коротких интонаций, что свойственно русской музыке. Субъективная лирика Чайковского выражает тоску оттепельных лет, опустошенность и сугубо романтический вопрос: «Что дальше?»

Читайте также