воскресенье, 24 октября

Фестиваль «Шостакович XX век»: программа на понедельник, 20 сентября

197

В понедельник, 20 сентября 2021 на сцене самарского академического театра оперы и балета состоится опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (1934).

Либретто Д. Шостаковича и А. Прейса по мотивам одноименной повести Н. Лескова. Дирижер: Евгений Хохлов

Действующие лица и исполнители:
Катерина Измайлова – Татьяна Ларина
Борис Тимофеевич – Ренат Латыпов
Сергей – Илья Говзич
Зиновий Борисович (1 исполнение) – Ярослав Кожевников
Задрипанный мужичок – Анатолий Невдах
Аксинья – Ирина Янцева
Священник – Степан Волков
Работник с мельницы/Дворник (1 исполнение) – Иван Пилюкшин
Приказчик/Городовой – Владимир Медведев
Квартальный – Георгий Цветков
Учитель/Кучер – Алексей Перов
Старый каторжник – Андрей Антонов
Сонетка – Наталья Фризе
Каторжанка – Лия Габриелян
Часовой/Унтер – Александр Бобыкин
Первый работник – Вячеслав Моногаров
Второй работник/Пьяный гость – Константин Сайдаков

Первая самарская постановка оперы состоялась 20 мая 2016 года, к 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Постановщикам принципиально было использовать первую, не подвергнутую Шостаковичем самоцензуре редакцию оперы, — а не более позднюю версию под названием «Катерина Измайлова». Постановка была выдвинута на премию «Золотая маска» — 2017 в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Ирина Крикунова за роль Катерины Львовны), «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Скориков за роль Бориса Тимофеевича).

«Экспрессионистскую драму Шостаковича (самарский спектакль поставлен по первой версии партитуры, написанной в 1932 году, выдержавшей более двухсот представлений до выхода разгромной передовицы газеты “Правды” “Сумбур вместо музыки”, запрета и последующей переделки оперы в “Катерину Измайлову”) постановщики трактуют как драматически напряженную классическую трагедию. Взаимоотношения и страдания героев, жизнь и смерть рельефно вылеплены на строгом фоне народной драмы, ясный пафос которой словно переходит в спектакль из второй версии оперы. Под руководством Александра Анисимова партитура звучит масштабно и динамически стройно. Режиссерская интерпретация оперы строго следует букве и духу партитуры, сочетая в себе фарс и сдержанность, острую эмоциональность и широкое дыхание. Самарская “Леди Макбет” апеллирует к обобщенному образу и традициям русской литературы XIX века с ее социальной проблематикой и сочувствием “маленькому человеку” как гротескной и эпической фигуре в центре большой истории».

Читайте также