пятница, 10 января

Музыкальное наследие композитора Сергея Аксакова открывают самарцам

Вернулся музыкой в родной город спустя век после эмиграции в Китай.

5569

Фото: Елена Щербакова

Сергея Сергеевича Аксакова – правнука  автора сказки «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова  называют едва ли не первым самарским композитором. Он родился незадолго до революции в Самаре, здесь проходило  его детство, здесь начиналось его музыкальное образование. А вот  музыка композитора  впервые зазвучала в родном городе только спустя целый век. Совсем  недавно был издан очень скромным тиражом нотный сборник «Аксаков Сергей Сергеевич. Избранные сочинения».

А все музыкальное наследие потянет на несколько томов – рассказал в интервью ГТРК «Самара» профессор СГИК Виталий Семенов. Он по крупицам собирал наследие композитора, разыскивал редкие рукописи, общался с потомками.

Виталий Семенов - профессор СГИК, доцент кафедры фортепиано:

«Мы издали 120 страниц, там 20 произведений. Они все играются и исполняются в Самаре. В настоящее время во всем мире можно найти всего 5-6 исполнителей музыки Сергея Аксакова. Произведения его долгое время не издавались. Ведь композитор 35 лет прожил в эмиграции в Китае.

В Самаре недавно был представлен вокальный цикл на стихи Ахматовой в исполнении Натальи Бондаревой. Крики «браво» раздались уже после первого произведения!»  

Судьба композитора Сергея Аксакова – это судьба русского эмигранта из древнейшего дворянского рода с 1000-летней историей. Он родился в Самаре 24 декабря 1890 года. Здесь началось его музыкальное образование, которое продолжилось в Москве и Петербурге. Сергей Сергеевич стал известным композитором еще до начала Первой Мировой войны. Его музыка исполнялась в Москве, Киеве, Минске, а первые нотные сочинения были изданы в Петрограде и Киеве. В военное время был начальником отряда Общества Красного Креста. Когда отряд расформировали в 1918 году, вернулся ненадолго в Самару, а затем был вынужден эмигрировать.

Профессор СГИК Виталий Семенов:

«Представитель одного из древнейших русских дворянских родов, происходивших от Рюриковичей, был воспитан в верности самодержавию, был помещиком, у которого были имения. В самарском родовом имении был захоронен его дед - губернатор Григорий Сергеевич Аксаков. Совсем недавно фамильные склепы  Аксаковых были найдены.

А во время революции имение было отнято. Конечно, это было серьезным потрясением для семьи. Сергей Сергеевич был женат на дочери самарского генерала, у них уже росла дочь».

Покинув страну после революции, внук самарского губернатора Григория Аксакова  около 30 лет жил в Китае , в Харбине, затем в Шанхае.  И только в середине 50-х смог вернуться. Правда, не в Самару, а в Беларусь, в Минск, где был принят в Союз композиторов, участвовал в концертной и общественной жизни, выступал в радиопередачах, записывал грампластинки, издал ряд своих сочинений.

Какой была его музыка, повлияла ли на нее восточная культура, жизнь в эмиграции, что общего в музыкальных сочинениях Сергея Аксакова с литературными произведениями его известного самарского прадеда – еще предстоит изучить исследователям. Но точно можно сказать, что в этой музыке запечатлено особое «аксаковское мировосприятие», передающееся по роду – подчеркивает профессор Виталий Семенов в беседе на "Радио России"- Самара  в программе Елены Щербаковой "Арт-кафе "Атмосфера"":

«Это особая повествовательная манера, протяжность, лиричность. Это то, что принято называть простором русской души и русской природы, это обращенность к чувствам человека, его внутреннему миру.  Вспомним и то, что Сергей Аксаков несмотря на вынужденную эмиграцию был подлинным славянофилом. Вот один только эпизод из его жизни: когда в Париже пытались издать повесть его деда Сергея Тимофеевича «Детские годы Багрова-внука» под названием  «Полудикари» Сергей Сергеевич из Китая воспрепятствовал этому, дал настоящую отповедь издателям и на правах наследника запретил публикацию книги деда под таким названием.  А на Западе, вероятно, тогда бытовало представление о том, что мы здесь ходим в валенках, едим кислые щи и дружим с медведями. Композитор видел свою задачу в сохранении традиций русской культуры».

Одна из концертных пьес Сергея Сергеевича Аксакова для скрипки и фортепиано была недавно исполнена в Самаре. Она называется "Вечерняя сказка", что напоминает и о сказке "Аленький цветочек", написанной Сергеем Аксаковым - старшим, и подтверждает  верность миру образов, созданных прадедом композитора. Есть в его творчестве и три колыбельные песни  для  трех дочерей - и в этом тоже следование семейной традиции. Все эти произведения были опубликованы по оригинальным рукописям и вошли в недавно изданный самарский нотный сборник.  

ФОТО: ГТРК "Самара", Елена Щербакова

Ещё по теме

Читайте также