Нейропсихолог Д. Ткаченко предупредила самарцев о тревожных сигналах в развитии ребёнка
Как понять, что в развитии ребёнка что-то идёт не так?
В эфире программы «Без нервов» на ресурсах ГТРК клинический нейропсихолог Дарья Ткаченко обсуждает один из самых деликатных и важных вопросов — как понять, что в развитии ребёнка что-то идёт не так.
«Детский нейропсихолог занимается развитием и коррекцией высших психических функций, – объясняет Дарья Ткаченко. – Это внимание, память, мышление и речь. Иногда сюда добавляют и праксис – осознанные двигательные действия, а также воображение. Но основное внимание в коррекции уделяется именно первым четырём».
Высшие психические функции – это основа повседневной жизни ребёнка. Именно они обеспечивают способность воспринимать и обрабатывать информацию, выражать мысли, взаимодействовать с людьми. Дарья подчёркивает: обращать внимание на развитие ребёнка стоит с первых месяцев жизни.
«Если малыш лежит в кроватке и не реагирует на маму, не зовёт, не протягивает ручки, не лепечет, это должно насторожить».
Гуление и лепет не просто милые звуки, это первые шаги к коммуникации. Их отсутствие или «говорение в пустоту» сигнализируют, что у ребёнка нет связи с окружающим миром. К двум годам ребёнок должен уметь не только использовать отдельные слова, но и демонстрировать стремление к общению.
«Если ребёнок ничего не просит у родителя, не пытается взаимодействовать, это тревожный сигнал», – отмечает эксперт.
Первый показатель – наличие указательного жеста, когда малыш показывает на предмет, чтобы привлечь внимание взрослого. Если его нет до полутора лет, это повод задуматься. Один из ведущих вспоминает анекдот о ребёнке, который три года молчал, а потом вдруг сказал за ужином: «Нет сметаны». Может ли быть так, что ребёнок просто «ждёт подходящего момента»?
Дарья отвечает серьёзно: «Если ребёнку создают слишком комфортные условия и всё делают за него, у него может не возникнуть потребности в коммуникации. А это уже последствия воспитания, когда родители невольно лишают ребёнка мотивации выражать себя».
Не меньше вопросов вызывает речь. По словам Дарьи Ткаченко, к полутора годам ребёнок должен произносить первые осознанные слова: «мама», «папа», простые глаголы вроде «дай» или «иди». Если слов нет, но активно используются жесты – это ещё допустимо. Главное, чтобы коммуникация присутствовала.
«Если ребёнок замыкается в себе, не проявляет исследовательского интереса, не пытается открыть коробку или заглянуть в шкаф, – это уже не норма», – поясняет специалист.
В беседе затрагивается и другая крайность – желание родителей вырастить «гениев». Некоторые семьи с раннего возраста погружают детей сразу в несколько языков. Правильно ли это?
«Если нервная система ребёнка крепкая, проблем в беременности и родах не было, дополнительная языковая нагрузка не повредит. Но если психика ослаблена, перегрузка приведёт к негативным последствиям», – подчёркивает специалист.
Вывод программы звучит просто и важно: каждый ребёнок индивидуален, но есть универсальные сигналы, которые должны насторожить родителей. Не ждать «само пройдёт», а вовремя обратиться к специалисту.
«Детский мир – это не мир взрослых, – резюмирует Дарья Ткаченко. – И задача психолога – помочь родителям увидеть, что именно происходит с их ребёнком».
Больше интересной и полезной информации можно узнать, посмотрев видео.









