четверг, 25 февраля

Победители проекта «Самарская родословная»

1369

2020-ый год команде ГТРК «Самара» и ее постоянным зрителям запомнится  проектом, объединившим семьи, трудовые династии и целые села. Проект «Самарская родословная» - это история и настоящее, это наши предки и мы сами, это наш край и его жители – знаменитые и прославленные, а также скромные труженики, уважаемые на одном заводе, в одном городе или в одном селе.        

                                                                                     

У проекта есть  победители. Их выбрали сами жители области, голосуя за ту историю, которая тронула больше всего. Удивительный факт - лидерами стали рассказы о людях, связанных с учительством и педагогикой. О большой династии преподавателей, о профессоре ВУЗа и о человеке, который создал детский цирк в селе. Именно эти три истории, по условию конкурса, легли в основу нашего специального репортажа.))

Автор стихотворных строк - Георгий Большанов. Основатель и руководитель единственного в Самарской области сельского цирка. Артистами его труппы всегда были обыкновенные школьники. А сам он: декоратором, костюмером, рабочим сцены, изготовителем снарядов, клоуном, худруком. Всем. 

 "Он вообще жил этим, он был настолько творческий человек, что без этого просто не мог. Он делал много и умел все! Вот множество наших снарядов, мы ими до сих пор пользуемся, это все его руки. То есть, он, то есть, он не только цирк мог, но делал и реквизит, и костюмы шил./00-06-10/ Совершенно неординарный. Если он начинал дело, он его так раскапывал и делал так, что делался уже таким докой! Если он писал стихи, то писал их со всеми правилами, если рисовал афиши, то рисовал по всем  правилам, если шил костюмы, то потом не  придерешься ни к чему! Вот такой человек широкомасштабный, очень широкомасштабный. У нас сохранились многие декорации, которые он делал. До сих пор вот стоит вот красная - это его рук дело!", - Оксана Северина, Воспитанница Георгия Большанова, руководитель народной цирковой студии "Купинский цирк на сцене"/ с. Купино.

Георгий увлекся цирком в детстве: занимался акробатикой, силовыми упражнениями, жонглировал. Все получалось. Но выбрал самый сложный жанр - в цирковом училище осваивал профессию воздушного гимнаста. До выпуска оставалось несколько месяцев. Он сорвался на репетиции. Выжил, перенес операцию, восстановился. Вот только карьера артиста для него закончилась. Но не любовь к цирку! На сцене Дворца культуры села Купино первое представление Георгий Большанов поставил в середине 80-х. Как набирал труппу? Дал первое представление, на котором выступил вместе со своими дочками и сыном. Восхищенные номерами сельские дети  пришли записываться в студию. Сегодня в труппе уже третье поколение юных артистов.

 

Помнят в селе нескольких ярких артистов, с которыми намучались школьные учителя, записав негласно в неисправимые хулиганы. Но в "цирке на сцене" эти дети становились звездочками. Деревенская труппа гастролировала  по области, давала представления под открытым небом - тогда к сцене приходилось подгонять автокран. Уроки юным артистам давали профессионалы, приезжавшие в Самару. Георгию Большанову было уже за 70-ть, но он сам забирался под потолок, чтобы проверить безопасность креплений. Его не стало 7 лет назад. Тогда он тоже спешил к своей трупе.

 Конец 70-ых. Тольяттинский политех. Уважаемый доцент-преподаватель приводит в деканат студентку, внешний вид которой вызывает порицание: девушка явилась на занятия в брюках! Что решит декан? Но Юрий Кустов ругать и наказывать вовсе не собирался. Защитил: если в такой одежде удобнее получать знания, он не возражает.

Наш Ломоносов. Называют Юрия Кустова близкие. Деревенский парнишка, которому родители пророчили, в лучшем случае, карьеру работника молочного завода, на худой конец - пастуха, стал профессором, действительным членом Международной академии акмеологических наук, академиком Российской академии естественных наук. Он был одним из основателей тольяттинского Политехнического института. Работал в ВУЗе до конца 2020-го года - больше 6-ти десятков лет!

То, к чему сегодня стремятся все учебные заведения  - практикоориентированное или дуальное обучение, - вовсе не новшество. Юрий Кустов еще в 70-ые годы разработал многоуровневую систему образования для будущих инженеров, основой которой как раз и стала непрерывная профессиональная подготовка. Студенты начальных курсов осваивали профильные рабочие специальности, потом переходили на следующую ступень - техников, и только после этого становились настоящими специалистами.  В итоге многие возглавили цеха и предприятия Автограда.

Его систему обучения внедряли по всей стране. А началось все во время строительства в Тольятти гидроэлектростанции. Выяснилось, что многие ведущие специалисты и руководители участков этого важнейшего для страны объекта не имели высшего образования. Молодой преподаватель-физик Юрий Кустов стал одним из тех, кому поручили подтянуть и выучить необычных студентов.  Они стали его любимыми слушателями и невольно подсказали идею новой методики.

Супруга Валентина - инженер-электрик - стала соратником профессора Кустова. Работала в ВУЗе и внедряла на практике систему обучения мужа.

Педагогами в разных сферах стали и дочери, а потом внуки. Теперь общий стаж династии Кустовых 245 лет.

 Если педагогов рода Разумовых принять на работу в одну школу, все до одного предмета вели бы только представители этой династии. Все штатные единицы учебного заведения были бы заняты членами одной семьи!

Родоначальник учительской династии - Николай Разумов. 50 лет преподавал биологию и химию в школах губернии. При этом, не был, как сейчас говорят, только лишь "предметником". Миссию педагога видел не только в учительстве, вел кружки, читал лекции, причем, не только школьникам, но и взрослым.

Сестра Николая Дария тоже стала педагогом. В 20-ые годы была в стране такая должность - ликвидатор безграмотности. 10 лет подряд каждое первое сентября девушка оказывалась в новой деревне. Как правило, в глухой, для жителей которой  учитель был представителем экзотической профессии.

Сейчас бы ее назвали кризисным менеджером. Один учебный год отводился ей на то, чтобы организовать в селе школу, собрать учеников разного возраста, посадить их за парты и запустить учебный процесс. А когда дети начинали демонстрировать первые успехи, она вновь собирала свой чемодан, и отправлялась в новую командировку продолжительностью в один учебный год. Внучка Ирина, конечно же, тоже педагог, восхищается подвигом трудовым и гражданским подвигом бабушки.

 

Дочь ликвидатора безграмотности Людмила Кузнецова династию продолжила. Закончив литфак, стала ученым, членом академии педагогических наук. Разрабатывала школьную программу и методику преподавания новой дисциплины — стилистики. А в середине 70-х, когда в Куйбышевском пединституте открыли национальное отделение для таджикских студентов, стала настоящей мамой для приезжих молодых людей, плохо говорящих по-русски, но мечтающих учить детей в своей республике на языке Пушкина.

 

13 января в день 170-летия нашей губернии история оживет. Все видеорассказы "Самарской родословной"  будут показаны в марафоне проекта на канале "Самара 24". Учителя, врачи, артисты, крестьяне и рабочие - все, кто внесли свой вклад в развитие региона, достойны быть в летописи родного края.

Читайте также