воскресенье, 3 марта

Радиотеатр в 21 веке. Театру у микрофона скоро исполнится 100 лет

Невидимая мистерия. Как создаются радиоспектакли?

11138

Фото: ГТРК "Самара"

НА ФОТО: Концертная студия Куйбышевского Радиодома середины 80-х. За роялем диктор Борис Гинзбург. Рядом его коллега Наталья Дмитриева.

ФОТО: ГТРК "Самара"

У многих людей, рожденных в СССР, радио ассоциируется с детством и театром у микрофона. Радиотеатр – особый вид искусства, который в нашей стране имеет богатые традиции. Скоро жанр отметит 100-летний юбилей.  Перспективы его развития в современном радиовещании уже обсуждали в Москве на ежегодном собрании Международной академии телевидения и радио.


"В течение почти ста лет радиотеатр привлекает внимание людей, имеет очень много поклонников. В мире радиотеатр активно развивается, он представлен на разных радиостанциях. Хочется, чтобы и в нашей стране было также. А это, прежде всего, зависит от руководителей радиостанций и всей радиоотрасли. Вот тогда и повысится в целом культурный уровень". 


 Диана Берлин, заслуженный журналист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, вице-президент IATR.


Эксперты за круглым столом говорили о том, что театр у микрофона всегда выполнял просветительскую и образовательную функции, и что в нашей стране существует одна из лучших школ создания радиоспектаклей. В их записи участвуют  артисты первой величины.
В рамках проекта "Радио России" по записи радиопостановок лучших театральных спектаклей в регионах страны "Россия на бис!"  заместитель директора радио Георгий Москвичев говорил об особой миссии художественного вещания:

 "У меня есть точное ощущение, что в развитии художественных жанров вещания, в том числе в создании радиоспектаклей заключена миссия государственного радио". 

В Самаре команда проекта "Радио России" несколько лет назад записывала спектакль театра "Самарт" "Жизнь артиста" в постановке Александра Кузина с актером Василием Черновым в главной роли.

ФОТО: samsud.ru

Заслуженный артист Самарской области Василий Васильевич Чернов, которого ныне уже нет в живых, с большой любовью и теплом вспоминал и о своем многолетнем сотрудничестве с областным радио, о чтецких программах:

"Микрофон – такая живая штука. Должна присутствовать душа. Каким бы ни был голос, какой бы выразительной и правильной ни была интонация, если душу не вкладываешь, все напрасно, тебя не услышат."

 Василий Чернов с 17-ти лет выступал с чтецкими программами, озвучивал радиопередачи и документальные фильмы. Снимался в картине "Тревожные ночи в Самаре". 

Истоки развития советского радиотеатра:

ФОТО: resize.yandex.net

Первые радиоспектакли в СССР и в мире появляются в 20-х гг. XX века, почти сразу, когда радиовещание собственно становится средством массовой информации. Таким образом, изначально было определено, что радио должно носить не только информационную, но и культурно-просветительскую функцию.
Премьера первой советской радиопьесы состоялась 25 декабря 1925 года - на студии Московского радио "Вечер у Марии Волконской".
В журналах 30-х годов одной из первых советских радиопьес, раскрывших новые возможности радиодраматургии, называют инсценировку Виктора Вармужа "Завод". Это произведение было написано по мотивам романа французского писателя К. Лемонье "Костоломка" (Московский радиотеатр, 1930, режиссер Н.О. Волконский). Спектакль рассказывал об изнурительном труде на фабрике, о массовом протесте рабочих против невыносимых условий труда и жизни. Автор написал несколько контрастных сцен, имеющих различную эмоциональную окрашенность: эпизоды безысходного горя, отчаяния, картину похоронной процессии, панораму забастовки. Все эти эпизоды давались в музыкальном оформлении (композитор В.Н. Крюков). Радиоспектакль показал, что музыка может быть не только иллюстрацией, она способна также играть драматургическую роль. 
 

Шерель А. А. Радиожурналистика. -- М.: 2000.


Впоследствии спектакли на радио ставили и театральные режиссёры, и даже кинорежиссёры, но гораздо чаще - специальные радиорежиссёры, в совершенстве владевшие спецификой радиотеатра, как легендарная Роза Иоффе. Мейерхольд (изначально театральный режиссёр) после первой попытки исполнить перед микрофоном фрагменты из спектаклей ГосТиМа признал: "Этому в день не научишься".


А вот размышления ведущего режиссера радиопостановок страны века 21- го Максима Осипова:  

ФОТО: ГТРК "Самара"
 

 Максим Осипов –  начальник радио "Культура" ГРК "Радио России".
"В молодежный музыкальный формат мы стараемся вплести вещи старые, проверенные временем, но от этого не менее интересные. Те же самые радиоспектакли, радиосериалы, образовательные программы.  Безусловно, мы основываемся на традиции Всесоюзного радио. Все мы выросли оттуда. Я безусым пареньком пришел на завод. Пришел оператором магнитной записи в Государственный Дом Радиовещания и Звукозаписи. Это, когда на такой пленочный большой магнитофончик ставится бабинная пленка, на которую записывается голос выступающего, потом этот голос режется ножничками и клеется скотчем. Причем стандарт и качество тогда были таковы, что даже маленькие чмоки и лишние вздохи, оговорки, неправильные выговаривания букв - все это вырезалось, паузы больше трех секунд не допускались, иначе увольнение. И вот этого скотча уходило очень много моточков за смену. Приходило очень много выступающих, я все это монтировал, слушал, привыкал к работе. А потом однажды пришел на запись режиссер театра имени Вахтангова Евгений Рубенович  Симонов. Он говорил 50 минут, после которых я не сделал ни одной склейки!"


Для актера радио - это своеобразный "Гамбургский счет". На радио есть голос, интонации, паузы, микрофон. И нельзя ни за чем спрятаться, нет картинки, нет декораций, нет сценодвижения. Вот что ты из души воспроизвел, то в микрофон и попало. Это непростая работа для актера. В последнее время мы работали с Максимом Сухановым, с Сергеем Гармашом - они очень любят радио, потому что для них это отдохновение от всего, что они делают. 

Радиотеатр в период Великой Отечественной войны

ФОТО: историческая Самара.рф


В период Великой Отечественной войны, чтобы поддержать бойцов фронта и тыла, в программы художественного вещания включалось все лучшее, созданное литературой и искусством. Большим событием в жизни советского радио тех лет стал цикл программ по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" в исполнении Д.Н. Орлова (первая передача состоялась 6 августа 1940 года), чтение А.Т. Твардовским отрывка из поэмы "Василий Теркин" (30 апреля 1944 года).
В 40-е годы еще больше утвердилась рубрика "Театр у микрофона", включавшая в себя не только трансляции из театров, но и другие формы пропаганды сценического искусства: монтажи спектаклей, обозрения, тематические вечера, творческие портреты актеров и режиссеров и т. д. Отдельные спектакли Радиотеатра все же появлялись чаще на основе театральных пьес, признанных советской классикой. В июне 1951 года в постановке народного артиста СССР Р.Н. Симонова в радиоэфире звучал спектакль "Баня" по пьесе В. В. Маяковского.
Премьера "Бани", по сути, вернула в радиоэфир целое направление отечественной аудиокультуры, в которое вскоре придут работать выдающиеся мастера театра и кино: А. Баталов, Андрей Тарковский, А. Эфрос, Г. Товстоногов, Ю. Любимов, М. Захаров, чтобы продолжить традиции В. Качалова, О. Абдулова, М. Бабановой, В. Сперантовой и их коллег.

Радиотеатр в самарском эфире сегодня

ФОТО: ГТРК "Самара"

Литературно-драматические программы, радиоспектакли звучат в эфире Радио России – Самара и в наши дни. Это не только записи из фондов радио, но и современные радиокомпозиции, спектакли. В воскресном эфире областного радио выходит цикл программ "Литературные чтения" с актрисой и радиоведущей Ириной Белостоцкой. Сейчас она работает в тандеме с талантливым звукорежиссером и музыкантом Дмитрием Салтановским (подкасты программ размещены и на сайте в разделе радиопрограмм).

В рамках авторских проектов "Арт-кафе "Атмосфера"" и "Музыкальная гостиная" Елены Щербаковой представлено творчество многих самарских артистов и музыкантов. Целый цикл программ был записан в жанре радиотеатра с актерами новокуйбышевского театра-студии "Грань". 

ФОТО: ГТРК "Самара". Актриса Юлия Бокурадзе.

  Иногда художественные композиции исполняются непосредственно  в прямом эфире. Как, например,  литературно-музыкальная программа в исполнении  артистов  Самарской филармонии "Если б не было войны". Мастер художественного слова Александр Внуков читал стихи и воспоминания о войне поэта фронтовика Роберта Рождественского. Аккомпанировал ему пианист, лауреат всероссийских и международных конкурсов   Николай Фефилов

Самарские актеры Алексей Меженный и Любовь Тювилина исполняли в эфире сцену из спектакля в постановке Василия Чернова "Скамейка" уже в мультимедийной концертной студии Радиодома. Актеры театра "Самарт" представили эскиз спектакля в современном театральном формате "читки" совместно с блюзовым гитаристом Владимиром Куком - Елизаровым (группа "Контора Кука").

ФОТО: ГТРК "Самара". 

На этой же площадке в мультимедийной студии в эфире был представлен литературно - музыкальный спектакль по поэзии Серебряного века "Нездешний вечер" в исполнении актеров самарского театра "Город" и музыкального дуэта "БардХанг" (Виктор Воронов&Татьяна Елецкая). И здесь уже проявилась новая форма Радиотеатра, включающая не только голос, звук, музыку, шумы, но и видеоряд, транслирующийся в социальные сети интернета. 

ФОТО: ГТРК "Самара"

За 95 лет своего существования государственное радиовещание в самарском регионе пережило немало событий, которые сегодня можно смело назвать легендарными. Когда-то оно стало первым источником информации для тех, кто даже не умел читать, оно приходило в каждый дом из "черных тарелок", ламповых приемников, а сегодня в виде современных гаджетов. Радио вещало на весь мир, повествуя о великих свершениях – Дне Победы, первом полете человека в космос, о больших стройках и перестройках, и о простой человеческой жизни!
С именами этих людей прочно связана история самарского радио: дикторы Лидерсон Кормилицын, Диодор Буторин, Борис Гинзбург, Наталья Дмитриева. Журналисты Ирина Постникова, Валерий и Владислав Пронины, Ольга Лоде, Николай Бухалов, Татьяна Миронова, Виктор Бахаев, Наталья Михайлова, Ефим Рафф, Роман Ярулин, Борис Оксмон, Светлана Смолич,– их голоса по сей день звучат на радио в архивных записях, находя место в разнообразных журналистских материалах и в еженедельном проекте "Сохранная грамота", а также в рубрике "Раритеты" на сайте в разделе радиопрограмм.


Директор ГТРК «Самара» Елена Крылова

"Включите радио погромче. Здесь рождается история великой страны. На радио история обретает ГОЛОС.
Все только начинается. Радио дышит, развивается и, обновляясь, смело идет навстречу своему 100-летию!" 

ФОТО: ГТРК "Самара". 95 лет областному радиовещанию.

Ещё по теме

Читайте также